Теория международных отношений
Теория международных отношений - это область научного знания, которая рассматривает процессы взаимодействия стран с научной точки зрения.
Целью данной дисциплины является анализ закономерностей международных отношений. При этом ученые отмечают, что взгляд на процессы зависит от того, последователем какой школы является ученый. Для реалиста и конструктивиста одни и те же события будут иметь разное значение. Один может не учесть их в своих исследованиях, а другой придаст им важность.
Изучать международные отношения с теоретической точки зрения начали после окончания Первой мировой войны. Тогда на базе Уэльского университета была создана кафедра международных отношений. Следующим этапом развития стала середина 30-х годов. Сегодня это отдельная дисциплина в научной сфере и в сфере образования.
Выделяют следующие школы теории международных отношений:
- Реализм.
- Либерализм.
- Конструктивизм.
- Марксизм.
- Английская школа международных отношений.
- Функционализм.
Доминирующей школой является реализм. Он опирается на принципы статизма, выживания, самостоятельности и самосовершенствования государства. Именно государство является основным игроком на международной арене. Новым течением реализма стал неореализм. Он придерживается идей, что международные отношения анархичны, возможности между государствами распределяются.
Либерализму предшествовал идеализм. Его идея заключается в том, что первостепенным является предпочтение государства, а не его поведение. Предпочтения разных стран будут различаться в силу исторического, политического, социального контекста развития.
Конструктивисты ставят под сомнение идеи либералов и реалистов новой формации. Они полагают, что международные отношения являются следствием социальных ценностей, которые делают современный мир более значимым с материальной точки зрения.
Марксисты отражают взгляды реализма и либерализма на государство. Критики марксизма говорят о том, что он слишком материалистичен.
Английская школа международных отношений известна также как британский институционализм. Она поддерживает идею о существовании сообщества государств, несмотря на то, что отношения между странами в целом анархичны. Европейская интеграция положила начало развитию функционализма.
Основные национальные школы теории международных отношений
Сегодня выделяют три основных национальных школы международных отношений - американскую, английскую и французскую.
Основной идеей британской школы является наличие правил и норм, обеспечивающих продуктивные отношения между государствами. При этом учитывается, что международное пространство это не только сфера взаимодействия стран. Здесь создаются ценности и выстраивается определенный порядок. Однако государства остаются главными субъектами отношений.
Британская школа опирается на идеи либерализма. Внимание в ней уделяется действующим правовым нормам и необходимости их доработки с целью оптимизации. Они позволяют странам сохранять свою независимость, суверенитет, при этом поддерживать стабильность в международном пространстве.
Американская школа придерживается мнения, что мировой порядок - это многомерное явление. Специалисты школы отмечают, что большинство развитых стран имеют схожие проблемы. Они полагают, что нынешняя теория должна освободиться от крайностей, которые ограничивают диапазон ее взглядов.
Французская школа уделяет особое внимание сотрудничеству государств. Её специалисты отмечают усиление взаимозависимости стран друг от друга. Они считают, что это следствие тенденций международной политики. Сближение стран привело к пониманию, что процессы и кризисы в одном государстве сказываются на функционировании других стран. При этом международные акторы претендуют на то, чтобы играть собственную значимую роль в международных отношениях.
Примечательно, что европейские школы придерживаются идеи о том, что США не смогут полноценно функционировать без производственных мощностей ЕС, поэтому именно американцы должны проявлять инициативу в установлении отношений.
Китайская школа теории международных отношений
Первая попытка проанализировать международные отношения китайскими учеными была предпринята в середине 19 века. Тогда Вэй Юань снаписал труд под названием «Описание морских держав». Практически все течения политической мысли Китая перенимали тренды, которые прослеживались в западной мысли. На китайский язык были переведены работы Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Моргентау, Уолтца. Однако правящая партия понимала, что данное направление должно развиваться в контексте национальной мысли, поэтому было инициировано создание китайской школы теории международных отношений.
Прогресс в дифференциации источников заимствования наметился только после прихода к власти Си Цзиньпина. С 2011 года начался экспорт собственных китайских знаний на Запад. В 2015 году китайские ученые представили «теорию морального реализма». Они продолжают вести разработки в области политического лидерства и стратегического соперничества.
Теорию международных отношений в китайских вузах стали преподавать с 1985 года. Она достаточно быстро была институционализирована. Однако результаты исследований, которые стали проводиться с начала 90-х годов были оформлены только к началу 2000-х. В целом в период с начала 80-х до 2007 года было опубликовано около 4000 научных статей.
Международные процессы и отношения, к которым они ведут, рассматриваются как интерактивные. Именно процесс значим для анализа. Центральным ядром процесса являются отношения, которые складываются между людьми при взаимодействии друг с другом. Теория отношений, лежащая в основе китайского подхода, обеспечивает новую перспективу для понимания управления процессами в целом и в глобальном управлении в том числе. Китайцы предлагают использовать переговоры по поводу социально-политических договоренностей.
Китайская школа теории международных отношений является относительно новой, но ей уже удалось влиться в мировое сообщество. Ученые Китая далеко продвинулись на пути формирования «больших концепций».