Сущность и виды международных санкций
Международные санкции – это односторонние или коллективные принудительные меры, применяемые к государству, нарушающему нормы международного права или международные соглашения.
По сути речь идет о политических и экономических, реже военных мерах принуждения, используемых государствами и международными организациями против стран, уклоняющихся от ответственности за совершенными ими международные правонарушения. Это своего рода промежуточная форма воздействия между словесным осуждением и прямым применением силы.
Международные санкции подразделяются на множество разновидностей (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды международных санкций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Санкции могут быть введены как отдельно взятым государством, так и международными организациями. Попасть под международные санкции могут физические и юридические лица, организации или целые государствам.
Все более заметное место среди инструментов внешней политики развитых стран начинают играть экономических санкции, представляющие собой ограничение либо полное прекращение финансовых и торговых операций ради достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Постепенно они превращаются в индикатор трансформации властных отношений между странами, их суверенитета и образуемой ими иерархии международных отношений. Экономические санкции подразделяются на:
- адресные, направленные на ограничение операций с отдельными лицами или компаниями;
- секторальные, затрагивающие отдельные группы лиц и отрасли экономики;
- всеобъемлющие, всецело блокирующие любые виды финансовых и торговых операций с целыми странами (например, эмбарго США в отношении Кубы).
Подобного рода международные санкции могу принимать различные формы, начиная от заморозки активов и заканчивая запретом на въезд отдельных лиц в страну.
Общая характеристика внешней политики США в период президентства Барака Обамы
Барак Обама находился на посту президента США два срока подряд – с 2009 по 2017 гг. Внешняя политика США в этот период приобрела свои особенности.
С приходом к власти в США в 2009 году Барака Обамы внешняя политика Америки претерпела определенные изменения. Изначально внешнеполитическая стратегия страны опиралась на идею о необходимости быстрого завершения Ближневосточных конфликтов, инициированных Дж. Бушем-младшим, и перенесения внимания американской внешней политики на Восточную Азию и быстро растущий Китай, в частности. Уже к 2011-2012 гг. изменения внешнеполитической ориентации США начали приносить первые плоды. В частности, США удалось добиться значительного укрепления связей с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии. Постепенно велась работа по созданию неформальной антикитайской коалиции и шло налаживание связей с внешнеполитическими оппонентами КНР – Индией и Вьетнамом. Начавшиеся в Мьянме демократические реформы стали поводом для того, чтобы снять американские санкции с этой страны.
В период второго президентского срока Барака Обамы большое внимание во внешней политике страны уделялось развитию Транс-Тихоокеанского партнерства (сокращённо – ТТП) в Тихоокеанском регионе. Считалось, что создание ТТП должно было позволить США сохранить лидирующие позиции как в региональной экономике, так и в других сферах, а также стать флагманом развития и прогресса. К концу президентского срока Обамы соглашение о создании ТТП было подписано, однако добиться его ратификации сенатом США президент не успел.
В рамках внешней политики Обамы большое внимание также уделялось вопросам дипломатического урегулирования многолетних конфликтов с участием США на Ближнем Востоке. Отдельного внимание заслуживает реакция США на события «арабской весны».
Особенности использования международных санкций администрацией президента в период правления Барака Обамы
Одним из инструментов реализации внешней политики США в период президентства Барака Обамы выступали международные санкции. Применялись они по двум основным направлениям – снятие и введение. Рассмотрим их более подробно.
Барак Обама выступал за снятие ряда ранее введенных международных санкций. В результате администрации президента удалось добиться снятия санкций с Мьянмы в виду проводимых там демократических реформ и ослабления санкционной политики в отношении Ирана в обмен на подписание многостороннего рамочного соглашения о закрытии ядерной программы. Также по инициативе Барака Обамы было ослаблено санкционное давление на Кубу.
Основным поводом для введения международных санкций послужили события, произошедшие на Украине в 2014 году (речь идет о Евромайдане и его последствиях). Основным объектом международных санкций стала, конечно же, Россия. В исполнительных указах Барака Обамы основной причиной и поводом для введения антироссийских санкций стали «действия по подрыву демократии в США». Однако, это была лишь формальность. Основной причиной стало вмешательство Росси в события Украинского кризиса и последующее аннексирование Крыма, а также участие РФ в сирийской гражданской войне и вмешательство в президентские выборы в США.
Против России в период президентства Барака Обамы вводились различные санкции. Вот лишь некоторые из них:
- закрытие ряда российских дипмиссий на территории США;
- высылка российских дипломатов из страны;
- арест находящейся на территории США собственности физических лиц (граждан Российской Федерации), внесенных в список санкций;
- ограничительные меры в отношении отдельного списка российских официальных лиц, включая запрет на въезд в страну;
- санкции в отношении основных секторов российской экономики и др.
В целом реализуемые администрацией Обамы санкции были призваны по большей части ослабить российскую экономику. Вводились они не разово, а постепенно. Пакеты санкций увеличивались, санкционная политика США расширялась волнообразно.
В целом справедливо говорить о том, что Барака Обама в период своего нахождения на посту президента США использовал экономические и финансовые санкции наряду с дипломатией и переговорами для того, чтобы упрочить положение своей страны на мировой арене и вернуть ей статус лидера. По сути они были превращены в полезный и целенаправленный инструмент внешней политики. Однако, по оценкам экспертов, добиться кардинальных отличий от результатов своего предшественника на посту президента ему так и не удалось.