Международное воздушное право
Международное воздушное право – это право, регулирующее все аспекты использования воздушного транспорта и воздушного пространства.
Парижская конвенция в 1919 году закрепила суверенитет стран над воздушным пространством, расположенным над их территорией. В последние годы Второй мировой войны в Чикаго были приняты стандарты, обязательные для международных полетов. На основе этого документа была позже создана Международная организация гражданской авиации. Соглашение, заключенное в Чикаго, определило и закрепило следующие права:
- возможность совершать беспосадочный полет,
- совершение посадки для проведения технического обслуживания,
- самолеты могут высаживать и принимать пассажиров, выгружать и загружать их багаж.
Среди целей воздушного права отмечают безопасность полетов и развитие авиасообщения. То есть, страны предпринимают действия для того, чтобы создать свободное сообщение по всему миру. Безопасность полетов достигается за счет нормативного регулирования.
Международное воздушное право следует ряду принципов. Воздушное пространство государства имеет такой же суверенный статус, как и наземное пространство. Международное воздушное право распространяется на высоту в 100-110 километров над уровнем моря.
Воздушное пространство может быть международным. Тогда здесь действуют многосторонние и межправительственные соглашения воздушного права. Внутри государства полеты совершаются в соответствии с национальным воздушным правом.
При пролете иностранного самолета над территорией другого государства, оно подчиняется юрисдикции этого государства. То есть должен учитываться суверенитет страны над его воздушным пространством. Государство, над чьей территорией пролетает самолет, должно дать разрешение на совершение данного полета.
Международные нормативно-правовые акты, регламентирующие полет воздушных судов
За время развития авиации было принято множество международных законов, которым сегодня подчиняются все авиаперевозчики. Гражданская авиация подчиняется Чикагской конвенции от 1944 года. Она лежит в основе построения взаимоотношений между государствами. Конвенция 1949 года, заключенная в Варшаве, способствовала унификации соглашений. Протокол, подписанный в Гааге в 1955 году, стал дополнением к Варшавской конвенции. Договоры аренды на воздушном транспорте осуществляются в соответствии с Гвадалахарской конвенцией 1961 года.
Возмещение ущерба пассажирам и грузоотправителям регламентируется Римской конвенцией 1962 года. Токийская конвенция 1963 года определяет ответственность за правонарушения на борту воздушного судна. 151 страна подписала Гаагскую конвенцию 1970 года о захвате и незаконном управлении самолетами.
Помимо вышеперечисленных документов существуют межправительственные соглашения. Они поддерживают равенство при организации полетов и обслуживании транспорта. Соглашения закрепляют коммерческие права, требования по соблюдению законодательства. Так же в них могут быть прописаны права на открытие представительств в иностранных государствах. Эти соглашения могут распространяться на регулярные и нерегулярные рейсы. Регулярные полеты подразумевают заключение соглашения, в котором будет указана частота полетов и их направление. Нерегулярные перелеты регламентируются разовыми разрешениями государств. Если самолет пересекает несколько государственных границ, то его рейс считается международным.
Принципы сотрудничества в гражданской авиации на международном уровне
Сотрудничество в сфере гражданской авиации регламентируется Чикагской Конвенцией. В ней содержаться основные принципы регулирования отношений:
- суверенитет государства распространяется не только на наземное и водное, но и на воздушное пространство;
- государственные институты власти и обороны должны обеспечивать безопасность полетов над своей страной;
- организация деятельности национальных авиакомпаний;
- страны, находящиеся на стадии формировании договора, имеют право организовать регулярные рейсы между собой до момента его подписания;
- над проливами и морями полеты совершаются беспрепятственно;
- государство в праве регулировать разные юрисдикции по отношению к транспорту, пассажирам и экипажам;
- воздушное судно, вторгшееся в пространство другого государства без разрешения, считается нарушителем;
- если самолет находится на территории иностранного государства, то он должен подчиняться его законам и правилам;
- экипажи обязаны проходить паспортный и таможенный контроль;
- пролет над государством при наличии соответствующего разрешения позволяет воздушным судам пересекать его воздушное пространство;
- самолеты могут использовать аэродромы в качестве запасных, если это закреплено международным соглашением.
Государства, чьи судна имеют право на международные перелеты, должны обеспечить соблюдение правил полетов. То есть, экипажи должны соблюдать условия пересечения государственных границ. Это подразумевает, что самолет будет придерживаться ширины и высоты воздушных коридоров, предоставленных для совершения маршрута. Они обязаны следовать правилам аэронавигации, сигнализации и связи, использовать аэродромную сеть и следовать требованиям поведения на ней. Экипажи должны соблюдать нормы запас топлива и систему исчисления времени.
Каждое судно должно иметь регистрационный и национальный знак. Оно не должно использоваться для целей, противоречащих Чикагскому соглашению. Запрещено перевозить вооружение и военное оборудование без специального разрешения со стороны государства, куда направляется транспорт.