Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Азиатско-Тихоокеанский регион (сокращенно – АТР) – это термин, применяемый для обозначения стран, расположенных по периметру Тихого океана, и многочисленных островных государств в самом океане.
АТР объединяет в себе 58 стран и территорий (рисунок 1). На него в общей сложности приходится свыше половины всего мирового производства и практически половина мировой торговли. Здесь проживает более половины из 7 миллиардов людей, населяющих планету Земля.
Рисунок 1. АТР на карте мире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В АТР присутствует три политических и экономических гиганта – США, Китай и Индия. Экономика региона стремительно растет, а он сам стремительно превращается в важный геополитический центр силы. Его роль на мировой арене растет. Соответственно растет потребность в обеспечении региональной безопасности.
На сегодняшний день к числу основных проблем АТР в сфере безопасности эксперты относят проблему Корейского полуострова, территориальные споры, проблему распространения ядерного оружия и вопрос о независимости Тайваня. Кроме того, в регионе присутствует немало демографических и экологических проблемы, не говоря уже о таких глобальных проблемах, как терроризм, экстремизм, пиратство, торговля людьми, информационные и экономические преступления международного масштаба. Их решение требует совместного усилия всех стран региона.
Модели безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В настоящее время эксперты в области международных отношений выделяют порядка трех основных моделей, непосредственно связанных с безопасностью в регионе. Каждая из них имеет свою специфику и особенности. Рассмотрим их более подробно.
В основе первой модели лежит Форум по безопасности АСЕАН (АРФ). На протяжении последних лет им было инициировано свыше десятка международных совещаний и конференций, обсуждению в ходе которых подвергались вопросы региональной безопасности АТР. В результате было выдвинуто несколько общих деклараций за углубление открытости, стабильности и доверия в области безопасности. Тем не менее, как показывает практика, большого влияния и эффективности проект не имеет. Он в наибольшей степени является совещательным органом экспертов, выдвигающим рекомендации, но не имеющим возможности принятия конкретных решений и несения ответственности за них.
Вторая модель опирается на российско-китайские политические инициативы по сохранению безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Частично она реализуется в формате взаимодействия стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества, совместных заявлениях, а также деятельности Антитеррористического центра и войсковых учениях Организации. За пределами ШОС действует статья 9 Российско-китайского договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, принятого еще в 2001 году.
В основе третьей модели лежит сложившаяся еще в период холодной войны система двусторонних военно-политических союзов США с Японией, Южной Кореей, Австралией и др. Ее отличает тот факт, что отвечает она исключительно интересам США и их союзников. В последние годы наблюдается ярко выраженное стремление США к переходу от двусторонних форматов регионального военного сотрудничества к сетевым. В частности, речь идет о создании в восточноазиатском регионе системы планирования и действий вооруженных сил стран региона.
В основе каждой из трех выше описанных моделей обеспечения региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе лежит международное сотрудничество стран. В большинстве случаев оно носит блоковый характер. Первая и вторая модели считаются наиболее открытыми и транспарентными. В отличие от третьей модели они не связаны с развитием военно-политических союзов и обычно предполагают комплексные организации, не являющиеся военными альянсами либо использование диалоговых форм и совещаний по безопасности. В основе третьей (американской) модели лежит стремление к жесткому военно-политическому партнерству, направленному на защиту интересов США и их союзников в восточноазиатском регионе.
Сотрудничество в областях обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В настоящее время международное сотрудничество стран в сфере обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе реализуется на трех уровнях:
- уровень региональных организаций;
- уровень субрегиональных организаций;
- уровень двусторонней основы сотрудничества.
Говоря об уровне региональных организаций, в виду имеются организации наподобие ШОС или АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В рамках субрегиональных организаций действуют преимущественно военно-политические блоки, такие, например, как АНЗЮС – военный союз трех стран (США, Австралии, Новой Зеландии). Уровень двусторонних договоров также активно используется. В качестве примера можно привести двусторонние договора, заключенные между США и Японией или Республикой Корея. Немаловажная роль также отводится договоренностям между РФ и КНР.
В настоящее время весьма серьезную проблему для выстраивания архитектуры безопасности в АТР составляет низкий уровень доверия между странами региона. Помимо этого, в отношениях между наиболее влиятельными политическими и экономическими игроками региона, такими как США, Китай и Япония, имеют место быть ярко выраженные тенденции к геополитическому соперничеству при одновременном поддержании экономической взаимосвязи – каждое государство стремится претендовать на лидерство в различного рода схемах многосторонней региональной интеграции.
Помимо прочего выстраиванию эффективной системы коллективной безопасности а АТР препятствуют такие факторы, как наличие значительных политических, экономических и социальных различий между странами региона, а также территориальные и приграничные споры между ними.
Международные организации, задействованные в обеспечении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
На сегодняшний день в АТР функционируют различные политические и экономические интеграции, однако четко сформированных и скоординированных структур, обеспечивающих безопасность в регионе, лишь единицы. К числу наиболее значимых международных объединений, специализирующихся на регулировании военно-политических проблем и поддержании региональной безопасности, эксперты относят:
- Азиатско-Тихоокеанский Совет Сотрудничества (АТССБ);
- Региональный форум АСЕАН (АРФ).
АТССБ и АРФ были созданы в конце ХХ века; ранее в регионе никаких многосторонних военно-политических блоков не создавалось. Сегодня обе эти организации по большей части носят консультативный характер. Их подразделения занимаются разработкой рекомендаций для стран-участниц, направленных на поддержание стабильности в регионе. Представители стран на регулярно проводимых саммитах высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Там же происходит подписание различного рода меморандумов, не налагающих каких бы то ни было конкретных юридических обязательств.