Международное право
Международное право – это правоотношения, в которые вступают иностранные элементы.
Все международное право принято разделять на публичное, частное и наднациональное право. Сегодня оно рассматривается, как отдельная правовая система, которая помогает международным акторам устанавливать отношения друг с другом.
Большинство норм международного права считаются универсальными. Если страны подписывают общее соглашение или договор, они придерживаются правил и требований, тем самым показывают свое стремление к поддержанию равных отношений.
Принципы международного права представляют собой нормы, определяющие его характер. С их помощью создается опора для создания новых институциональных единиц и норм. Например, на базе универсальных международных правил вырабатываются отраслевые нормы для транспорта и других отношений.
Центральной частью правовой системы мира является Устав ООН. В нем закреплены базовые понятия международных отношений, поддерживается принцип равноправия, самоопределения и суверенитета. Каждая страна, вступившая в ООН, обязуется сохранять мир, безопасность и решать разногласия с другими странами с помощью мирных инструментов.
Базовые принципы Устава ООН закрепились в документах и соглашениях, которые появились позже. Они уточняют понятие государства, его места в правовой системе, а также его обязанности и права.
Международное право для удобство разделяется на дипломатическое и консульское, морское, воздушное, космическое, гуманитарное, а также право, регламентирующее безопасность и разоружение.
Таким образом, международное право представляет собой совокупность принципов и норм, способствующих поддержанию взаимовыгодных и безопасных отношений между странами.
Местное самоуправление
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельно решение проблем на местном уровне. Это часть властной системы, которая действует в интересах жителей определенной территории. Местное самоуправление уполномочено решать публичные дела, управлять процессами местности. Основным органом местного самоуправления является муниципалитет. В некоторых государствах это образование является единой административной единицей.
В российской действительности применяется термин «муниципальное образование». Они отличаются от субъектов федерации. Иногда муниципалитетом называют городской парламент.
Местные органы работают в соответствии с уставом, который может наделять их преобладающими полномочиями совета, либо преобладающими полномочиями главы исполнительного органа. Функции самоуправления могут выполнять выборные органы, которые назначаются силами населения, проживающего на территории. В некоторых странах главы местного самоуправления назначаются централизовано.
Бывшие колонии до сих пор сохранили административно-территориальное деление, которое предусматривает территорию местного управления.
Местное самоуправление наделено собственными полномочиями и переданными центральной власть. Оно занимается организационной, территориальной, экономической и финансовой сферами. Принципы местного самоуправления:
- самостоятельность в решении местных вопросов,
- участие в системе управления обществом и государством,
- многообразие форм местного самоуправления,
- соразмерность полномочий.
Муниципальные органы обеспечивают участие населения в решении местных дел, управляют собственностью, обеспечивают развитие территории, охраняют порядок, защищают интересы местного самоуправления, обеспечивают потребности населения.
Международное право в сфере местного самоуправления
Если рассматривать влияние международного право на систему местного самоуправления в России, то можно отметить, что в Конституции РФ закреплены гарантии самостоятельности местного самоуправления. Это дает право Конституционному Суду признавать отдельные норм уставов разных муниципальных образований.
Европейская Хартия местного самоуправления стала основой для формирования списка обязанностей местных органов власти. Но в федеральных законах есть нормы, не способствующие реализации действующих международных норм. Например, ФЗ №131 предусматривает ответственность местного самоуправления перед государством, если будет выявлен случай нарушения общих принципов и норм. То есть закон противоречит основным принципам, закрепленным в Конституции страны.
Когда Россия вступила в Совет Европы, она вошла в систему континентального права. Универсальными считаются акты в области прав человека, среди которых Декларация 1948 года, Пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Европейская конвенция о защите прав и свобод.
Отдельной группой идут международно-правовые акты в области местного самоуправления, например, Европейская хартия. Члены Совета Европы доработали этот документ, придав ему статус международной конвенции. В качестве международных норм сюда так же относят специальные международные правовые акты, например, Декларацию о принципах местного самоуправления. Это документ был принят участниками СНГ в 1994 году.
В целом международное законодательство считается приоритетным перед национальным в данном вопросе. Эти правила закрепляются в конституционных правах стран. Закрепленные принципы и нормы способствуют реализации прав граждан, их возможности осуществлять самоуправление в действующем общественном строе.
Таким образом, национальное законодательство со временем подстраивается под общепринятые международные нормы, что облегчает взаимодействие на уровне муниципалитетов. В России муниципальные образования могут самостоятельно участвовать в международных отношениях в пределах своих полномочий. Это сделано для развития отношений с другими странами