Общие сведения о вооруженных конфликтах
Вооруженный конфликт – это противостояние между двумя странами с применением военной техники и армии.
Он возникает вследствие отсутствия договоренностей в политической, социальной, этнической, национальной договоренности. В отличие от войны, которая подготавливается целенаправленно и заранее, военный конфликт носит стихийный характер. Он не ставит своей целью полностью изменить политический и социальный строй.
Военный конфликт имеет следующие особенности:
- Небольшой географический масштаб действий.
- Относительно небольшие разрушения и потери.
- Вовлечение части вооруженных сил.
- Политический подтекст.
Обычно военный конфликт удается разрешить с помощью дипломатов или заключения мирного договора. Если этого не происходит и в конфликт вовлекается много стран, то он перерастает в военные действия. Обычно участники конфликта не преследуют цели изменить строй. Они хотят получить дополнительный политический вес или экономическую выгоду.
Некоторые страны используют конфликты для того, чтобы увеличить свое влияние в регионе.
Военные конфликты могут быть пограничными, внешними, внутренними. Они могут быть низкой, средней и высокой интенсивности. Общественность достаточно быстро пришла к пониманию, что даже локальные военные конфликты ведут к социальной напряженности внутри страны, поддерживающей ту или иную сторону конфликта. Поэтому стали появляться новые формы разрешения различных ситуаций. Например, ядерный паритет способствует диспозиции сил стран, владеющих оружием.
Таким образом, военный конфликт – это немасштабное событие, при котором используется мощь вооруженных сил. Как правило, это не вся армия, а лишь отдельные подразделения или гарнизоны. Он позволяет отстоять позицию страны и получить определенные выгоды, если соперник слабее.
Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов
Государство является главным элементом безопасности страны, в том числе военной. Интересы безопасности и целостности являются приоритетными, поэтому они требуют установления сотрудничества как внутри территорий страны, так и за ее пределами.
Сегодня большинство стран мира имеют такое вооружение, которое при возникновении военного конфликта, может привести к серьезным разрушениям и оказать влияния на другие страны мира. Поэтому регулирование военной безопасности сводится к пресечению агрессии и вооруженных конфликтов. Осуществляется управление взаимоотношениями в разных пространственных средах – воздушном, космическом, сухопутном и морском пространствах. Государства сотрудничают между собой, международные организации расширяют свои полномочия.
Если рассматривать военную безопасность России, то она периодически находится под угрозой, особенно при расширении военного присутствия НАТО в Европе и близлежащих к территории РФ стран.
Определяющим понятием в сфере международно-правового регулирования вооруженных конфликтов является агрессия. Агрессия представляет собой ситуацию, в которой государству приходится использовать армии и вооружение для отстаивания суверенитета. Это определение было закреплено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1974 году.
Агрессией считаются следующие действия:
- Вторжение или нападение на территорию другого государства.
- Применение любого оружия одной страной против другой.
- Блокада с моря.
- Нападение армии одной страны на армию другой страны.
Странам запрещено использовать свою территорию для расположения армии другой страны с целью ее нападения на третью страну. Сюда относят и засылку вооруженных криминальных группировок или специализированных военных подразделений на территорию иностранного государства.
Правовые документы, регулирующие возникновение вооруженных конфликтов
Сегодня военные действия приравниваются к преступлению. Предполагается, что стороны могут договориться цивилизованным путем с помощью переговоров. Этот принцип оговаривался и был закреплен в Парижском договоре о воспрещении войны как средства национальной политики. Устав ООН закрепил этот принцип. Он действует по настоящее время. Страны могут использовать следующие инструменты, чтобы договориться:
- Переговоры.
- Консультации.
- Процедуры примирения.
- Международный арбитраж.
- Судебные разбирательства.
Но запрет на проведение военных действий не устраняет причин, которые вызывают вооруженные конфликты. Сегодня действуют нормативные акты международного права, регламентирующие применение средств и методов ведения военных действий, затрагивающие вопросы обмена военнопленных, гражданского населения.
Женевская конвенция закрепила критерии локального конфликта, которые отличают его от международного. Также к Конвенции было принято два дополнительных протокола.
В рамках международного регулирования военных конфликтов действуют договоренности в части обеспечения гуманитарного права. Принципами обеспечения мира и мирного существования являются ненападение, мирное разрешение споров, разоружение, нерушимость границ, уважение территориальной целостности, принцип ответственности. Сотрудничество между странами строится на уважении суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств, добросовестное выполнение обязательств по международным договорам, сотрудничестве между странами. Здесь же описываются принципы защиты прав народов и человека.
Каждый военный, участвующий в разрешении конфликта, должен помнить основные принципы ведения боевых действий. Это законность, наличие ограничений, необходимость различать гражданское население и военнослужащих, соразмерность. Ограничения предполагают, что нельзя отдавать приказ не брать военнопленных. Также при ведении военных действий нельзя давать ответ несоразмерный ответу противника, то есть полностью уничтожать другую страну. Военные должны оказывать помощь пострадавшим.