Политический имидж
Политический имидж – это сложившийся в массовом сознании стереотип, представляющий собой эмоционально окрашенный образ политического лидера или организации.
По сути, это общее впечатление, которое создает политик в сознании общественности. Образ политика целенаправленно и активно формируется целой группой специалистов. Их цель – психологическое и эмоциональное воздействие на конкретных лиц.
Образ политика должен соответствовать социальным ожиданиям народа.
Типология политических имиджей выделяет следующие их категории:
- Имидже государства.
- Имидж региона.
- Имидж партии.
- Имидж избирательной кампании.
- Имидж политического лидера.
Специалистами создается модель имиджа, которая представляет собой структурированные определенным образом характеристики, которые соответствуют тому имиджу, который ожидают от политика большинство избирателей. Модели имиджа бывают разными. Простая «трехлучевая» модель включает в себя нравственные качества политика, его личностный потенциал и интеллектуальность. Обычно эти характеристики представляются в положительном ключе, могут демонстрироваться в превосходной степени. Есть «четырехлучевая модель», которая помимо перечисленных характеристик включает в себя «лидерские качества».
Стоит отметить, что в момент голосования люди реагируют на лидера, а не на территорию, партию или иные параметры. Если раскручивается не личность, а целое политическое образование, то имидж включает в себя программу, платформу, цели, ценности, корпоративные нормы, лидера, мелодии, визуальные символы и другое.
«Мемы» как инструмент формирования имиджа
Новые информационные технологии повлияли на социально-экономические и политические процессы. Они придают новые импульсы общественному развитии и дает новые решения старых и новых проблем. Одной из проблем современной политики является снижение электорального интереса к происходящему. Эта тенденция присуща большинству демократических государств.
Доступность Интернета стала мощным толчком к развитию социальных сетей. Их преимущество заключается в том, что они дают индивидуальный доступ к человеку. Кроме того, они позволяют собирать персонализированную информацию о потенциальном электорате, что становится эффективным инструментом для формирования имиджа политика.
Новым направлением в борьбе за внимание электората стало использование мемов. Под мемами понимается самовоспроизводящаяся культурная единица, которая снижает расходы на проведение избирательных кампаний и делает их более эффективными.
Понятие мема было введено Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Автор говорит о том, что мем – это культурная единица, которая может размножаться. Это могут быть слова, картинки, любые символы и образы, которые могут легко запоминаться и быстро распространяться в среде интернета. Концепция «мемов» позже дорабатывалась и развивалась другими учеными. Стали исследовать их движение в «иносфере», что приводит к созданию «медиавируса». Это вирус ведет к подлинным социальным переменам. Сущность данного инструмента заключается в том, что он выполняет функцию Троянского коня при внедрении в медийную реальность. В результате происходит свержение устоявшихся идеологических принципов, может полностью измениться действующая система взглядов и ценностей.
«Мемы» как инструмент формирования имиджа политика
Интернет-мемы в политике выполняют разные задачи. Среди них:
- развлекательная,
- образовательная,
- коммуникативная,
- репрезентативная,
- мобилизационная,
- идентификационная.
Они используются в качестве приобщения граждан к политической жизни страны. Мемы побуждают граждан проявлять политическую активность, общаться друг с другом, поддерживать государство, партию или отдельного политика. Они позволяют народу более легко и шутливо выражать свое отношение к политической жизни. Мемы по своей сути являются формой общественной мысли о политике с учетом текущих тенденций и уровня грамотности населения.
Ярким примером нового подхода в формировании политического имиджа стала кампания Барака Обамы. Его имидж создавали прежде всего в Сети. В результате Обама победил на выборах, набрав 51 % голосов.
Успех Обамы попытались повторить специалисты, продвигавшие Навального на пост мэра Москвы. Он смог набрать достаточное количество голосов, чтобы составить конкуренцию Собянину. Компания Дональда Трампа строилась вокруг мема с лягушкой, не боящейся говорить неприятные вещи об американской жизни. Она как бы разоблачала повторяющуюся ложь, произносимую либералами, которых представляла Хилари Клинтон. Образ лягушонка в кампании Трампа также демонстрировал силу и ловкость противостоять опасностям нетривиальным способом.
В России интернет-технологии при создании политического имиджа пока используются мало. Чаще это все-таки традиционные СМИ. Социальные сети и интернет используют для своей «раскрутки» оппозиционные партии. По мере подключения к социальным сетям все большего числа пользователей, государственная власть обращает на них более пристальное внимание. Специалисты полагают, что в скором времени политики не смогут обходиться без интернет-технологий, так как выросло уже ни одно поколение, пользующееся исключительно интернетом.
Таким образом, формирование политического имиджа является частью избирательной кампании отдельной личности или целой партии. Развитие цифровых и информационных технологий привело к тому, что для продвижения идей, концепций и кампаний все чаще используются социальные сети и выразительные средства виртуального мира.