Сущность и основы медиатизации политики во Франции
Медиатизация политики – это процесс расширения доступа к политической информации для широких масс общественности, приводящий к изменению самого содержания политики под влиянием средств массовой информации.
В настоящее время в научной литературе существует достаточно много различных подходов к определению самого термина «медиатизация». Основными из них считаются:
- коммуникативный подход;
- критический подход;
- информационный подход.
Представители различных течений по-разному рассматривают не только саму суть медиатизации политики, но ее положительные и отрицательные стороны. Основным преимуществом медиатизации политики сегодня считается обеспечение всеобщего доступа к политической информации, что способствует принятию решений в условиях неопределенности.
Медиатизация политики тесно связана с понятием глобализации. Последняя способствует обогащению опыта посредством политического взаимодействия между государствами, сближению различных стран и «поддержанию мира во всем мире».
Медиатизация политики сегодня наблюдается в различных странах мира, в том числе и во Франции. В результате этого процесса любая информация относительно политических процессов внутри государства становится доступна в интернет-пространстве. Это позволяет индивидам изучать опыт схожих политических изменений, проводить полный анализ совершавшихся когда-либо похожих реформ и, в конце концов, формировать свое личное отношение к этим процессам, позволяющее принимать участие в политическом процессе.
Стоит отметить, что процесс медиатизации политики во Франции тесно связан с политизацией французских медиа. Современные политические деятели все чаще формируют страницы в социальных сетях и/или ведут свои собственные каналы на YouTube. Таким образом, граждане начинают рассматривать их как обычных людей.
В то же время процесс медиатизации политики во Франции несет влечет за собой немало негативных последствий. Противники этого процесса усматривают в нем утрату партиями доверия граждан. Во Франции это принято называть «опасными связями», которые ведут к контрдемократии и антиполитике.
К числу прочих негативных последствий медиатизации французской политики можно отнести следующее:
- СМИ зачастую оглашают и освещают лишь те события, которые способны вызвать значительный общественный резонанс. В результате достоянием гласности становится информация, выгодная тем или иным лицам. Как следствие, происходит некое конструирование реальности, когда для населения формируется «картина мира», соответствующая видению журналистов или владельцев СМИ.
- Современная демократия во Франции медиатизирована, т. е. подвержена влиянию СМИ. Это значит, что образы политических деятелей, формируемые в сознании французов, подвержены влиянию телевидения и Интернета. Более того, внимание людей чаще всего обращено именно на те проблемы, которые освещаются СМИ в то время как другие попросту остаются «за кадром».
- Смысл политических событий и образов политиков конструируется так, как считают необходимым СМИ. Нередко отдельные фразы просто вырываются из контекста и могут быть интерпретированы совершенно иначе. Используя «медийную логику» СМИ представляют освещаемые образы и события в выгодном для себя свете.
- Способность СМИ к опосредованному предоставлению информации нередко «играет на руку» политическим лицам, специально выдающим дезинформацию ради достижения определенных целей.
Так или иначе, процесс медиатизации политики во Франции имеет место быть. В наиболее общем смысле он может быть определен как особого рода способ воздействия СМИ на политические события за счет создания вполне определенных образов, идей и символов, которые способствуют формированию новой «картины мира», отличной от реальности. Одним из следствий этого процесса стал рост радикальных настроений во Франции. Рассмотрим его более подробно.
Рост радикальных настроений во Франции как следствие медиатизации политики
Подъем праворадикальных политических настроений во Франции привел к формированию так называемого «Национального фронта». С самого начала данная политическая партия начала позиционировать себя в качестве ярко выраженного анти-иммиграционного движения. Основным элементов партийной идеологии стал именно миграционный вопрос. К слову сказать, проблема мигрантов из стран Востока охватила всю Европу, а недовольство среди населения европейских стран оказалось вполне оправданным. Вдобавок ко всему имел место вопрос о национальной и европейской идентичности.
Итак, важнейшая роль на современной политической арене Пятой Республики отведена ультраправой политической партии «Национальный фронт». В 2014 году ей удалось с небывалыми результатами победить на выборах в Европейский парламент и получить наибольшее число мест среди других политических партий Франции. Результаты выборов отображены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты выборов в Европейский парламент в 2014 году. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Не менее важным событием стало создание в 2015 году политической коалиции крайне правых под предводительством Марин Ле Пен.
Идейно-правовая основе современных праворадикальных партий Франции заключается в отрицании идей мультикультуризма. При этом основными общими характеристиками праворадикальных движений в Пятой республике считаются национализм, евроскептицизм, приверженность либеральным принципам в экономике, констатация духовного разложения Запада, а также критика американизации и абсолютизации приоритетов индивидов.
Наиболее значимыми факторами, способствующими усилению радикальных настроений в стране и росту ультраправых во Франции, считаются:
- социально-экономические проблемы французского общества;
- наличие угроз безопасности;
- утрата доверия к государственным институтам;
- кризис традиционных политических сил;
- кризис национальной идентичности.
Все это способствует и в определенной степени провоцирует развитие радикализма в Пятой Республике.