Общая проблематика конфликтов на постсоветском пространстве
Конфликт – это неотъемлемая часть социальной жизни, характеризующаяся противоборством субъектов, имеющих противоположные интересы, ценности, цели.
После распада Советского Союза в связи с резким обострением международных отношений на советском (начиная со второй половины 1980-х годов) и постсоветском (с 1991 года) пространстве начались множественные межнациональные конфликты. Некоторые из них были успешно локализованы, другие продолжаются и по сей день.
Начиная с конца 1980-х годов на территориях постсоветского пространства было зафиксировано в общей сложности:
- 6 региональных войн;
- 20 кратковременных вооруженных столкновений
- свыше 100 невооруженных конфликтов.
В общей сложности в районах бывшего СССР, затронутых конфликтами, проживало свыше 10 млн человек. Сколько из них погибло в ходе конфликтов, точно не установлено до сих пор.
Наиболее остро на постсоветском пространстве стоит проблема с вооруженными конфликтами. Условно все они подразделяются на три типа:
- конфликты, имеющие форму гражданской войны;
- конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
- конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств к реализации своих прав на самоопределение.
Все они периодически разгораются с новой силой.
Некоторые примеры конфликтов на постсоветском пространстве
Итак, после распада Советского Союза бывшие союзные республики столкнулись с обострением обстановки на постсоветском пространстве, приведшей к возникновению региональных кризисов и конфликтов. Наиболее известные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1. Основные конфликты на постсоветском пространстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Приднестровский конфликт возник в 1989 году между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой из-за части левобережья Днестра, на которой практически в равных пропорциях проживали русские, украинцы и молдаване. После распада СССР он еще более обострился: началось вооруженное противостояние, приведшее к многочисленным жертвам. Благодаря вмешательству со стороны России вооруженные действия были прекращены. Сегодня безопасность в регионе обеспечивается совместными миротворческими силами России, Приднестровья, Молдавии и военными наблюдателями от Украины.
Этнополитический Грузино-югоосетинский конфликт начался еще в конце 1980-х годов. Разгорелся он в Грузии между центральным руководством страны с одной стороны, и Республикой Южная Осетия – с другой стороны. Отношения между ними обострились благодаря активизации в последние годы существования Союза национальных движений и стремлению малых народов к повышению собственного статуса. В результате ослабления государственной власти, последовавшего за распадом СССР, конфликт разгорелся еще больше. В общей сложности в ходе боевых действий погибло свыше тысячи человек, еще более 2,5 тысяч было ранено. Столкновения были прекращены лишь в июне 1992 года, после подписания Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта.
Вооруженный конфликт в Карабахе 1991-1994 гг. разгорелся между руководством Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, поддержанной Арменией. Объектом споров стал сам Нагорный Карабах и территории, к нему прилегающие. Азербайджан потерпел поражение, победа досталась армянской стороне.
В 1992-1993 годах между Грузией и Абхазией разразился вооруженный конфликт, в общей сложности унесший жизни более 5 тысяч человек. Соглашение о временном прекращении огня между сторонами было подписано в Сочи в июле 1993 года (Россия выступала гарантом). С лета 1994 года на территории Абхазии на постоянной основе присутствуют миротворческие силы СНГ.
Говоря о конфликтах на постсоветском пространстве, нельзя обойти стороной Первую и Вторую чеченские кампании, проводимые на территории Чечни и приграничных регионах Северного Кавказа с целью удержания Чечни в составе России. В первом случае речь официально шла о восстановлении конституционного порядка, а во втором – о проведении контртеррористических операций.
Начиная со второй половины 1990-х годов начала обостряться ситуация в Панкисском ущелье на грузинской территории, что к 2008 году привело к конфликту в Южной Осетии и вспышке общей напряженности в мире. В ночь с 7 на 8 августа Грузией была предпринята попытка навязывания силового решения конфликта Южной Осетии, которая на тот момент находилась в статусе непризнанной республики. Россия ввела в Южную Осетию свои войска. В конце августа Россией была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре между государствами были установлены дипломатические отношения.
Одним из последних конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, стал кризис на Украине 2014 года. По стране прокатился так называемый Евромайдан, приведший к насильственной смене власти в стране. Украина вступила в Евросоюз, а Крым был аннексирован Россией.
Урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве
Вопрос урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве довольно остро стоит перед мировым сообществом в целом и Россией в частности. В интересах их предотвращения допускается принятие превентивного развертывания военного персонала стран – участников СНГ в районах возможного противостояния с целью недопущения эскалации напряженности, перерастания разногласий, споров и кризисов в вооруженные конфликты.
В целях урегулирования уже возникших вооруженных конфликтов допускается проведение операций по поддержанию мира. В частности, речь идет о проведении временных политических акций с использованием специально подготовленных военных, полицейских и гражданских кадров. Основная задача их проведения заключается в сохранении пира после достижения сторонами конфликта договоренностей о прекращении огня и обеспечении благоприятных условий для политического урегулирования споров посредством переговоров.
На этапах постконфликтного выстраивания мира используется привлечение воинских контингентов для содействия возвращению перемещенных лиц и беженцев, оказания гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры регионов конфликта, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь и пр.