Концепция Жана Монне
Концепция Жана Монне – это концепция европейской интеграции.
Цель работы Жана Монне заключалась в том, чтобы наладить исследовательскую деятельность в сфере региональной интеграции. Эти исследования направлены на изучение интеграции в Европе, формирование институциональных единиц в ЕС, создание правовых основ европейской интеграции, а также на проведение различных видов реформ и преобразований.
Программа содержала в себе три компонента. Первый заключался в совершенствование знаний в области европейской интеграции. Это достигалось через организацию учебного процесса, проведение специальных образовательных программ в университетах. Второй компонент направлен на развитие теоретической мысли по направлениям, способствующим сближению стран. Здесь внимание уделялось организации централизованных встреч, которые бы способствовали организации совместных исследований. Третий компонент – оказание поддержки учреждениям, которые активно занимаются данным вопросом.
Организация исследований вышеприведенным образом позволяет своевременно доводить информацию до всех заинтересованных лиц. На базе сложившейся школы воспитываются специалисты, способные углубить знания в области европейской интеграции.
Программой Жана Монне предусмотрены гранты молодых талантов, есть поддержка национальных ассоциаций, университетских преподавателей. Центры исследования имени Жана Монне работают по всему миру, так же открываются кафедры при известных университетах. Сама программа была запущена в 1990 году. Европейская комиссия оказала поддержку почти 2500 исследований и созданию 100 европейских центров. Стоит отметить, что данная программа распространялась на страны, не входящие в ЕС. Данные исследования стали проводится в странах, находящихся вдали от Европы, в том числе, в странах постсоветского пространства.
Школа функционализма
Школа функционализма стала продолжением социологической школы. Последняя следовала следующим идеям:
- Устойчивость общества обеспечивается коллективными представлениями, определяемыми культурой.
- Культура сближает жителей страны.
- Каждое общество следует своей морали, которая может динамически изменяться.
Функционализм появился в 20-е годы XX века и стал одним из основных направлений в то время. Культура рассматривалась в нем как целостное образование. Она состоит из взаимосвязанных элементов, поэтому одним из методов функционализма стал анализ или разложение целого на составляющие. С помощью культуры были описаны различные формы взаимодействия в обществе, связь между социальными институтами и социальными системами. Такое строение общества позволяет удовлетворять естественные потребности и потребности, порожденные самой системой.
Положения школы функционализма сводятся к тому, что каждая социальная система состоит из отдельных структур и действий. Структуры устойчивы. С их помощью индивиды осуществляют взаимодействие в системе друг с другом и со средой. Они влияют на поддержание социальной солидарности.
На базе вышеперечисленных теорий сформировался неофункционализм. Это теория европейской интеграции, которая была разработана после окончания Второй мировой войны. Она легла в основу европейской интеграции. Теория поддерживала идею о создании управляемой интеграции на уровне региона. В ней на первый план выходил политический аспект, проблемы политического сотрудничества через экономическое взаимодействие.
Первым идею об объединенной Европе выдвинул Уинстон Черчилль. У истоков объединения европейских стран стояли политики, которые сегодня считаются отцами-основателями Европейского Союза.
Жан Монне и школа неофункционализма
9 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Роберт Шуман выступил с идеей создания Европейского объединения угля и стали. Советником при правительстве тогда был Жан Монне. Он создал проект договора о создании этой организации. Поддержку проекту дал канцлер ФРГ, который подчеркнул, что объединение должно произойти и на политическом уровне. «План Шумана» был поддержан представителями политической элит Италии, Бельгии и самим Черчиллем. План послужил началом объединения Европы.
Объединение подразумевало прежде всего экономические выгоды, которые невозможно было реализовать без единства политического курса. Первым этапом стало обеспечение безопасности, что достигалось через экономическое взаимодействие. Тогда основной целью было преодоление монополизации рынка угля и стали, что послужило рычагом снижения негативных тенденций к развязыванию новой войны.
После Второй мировой войны приоритет был отдан федерализму. Неофункционализм был создан американскими ученым, так как те теории, которые существовали на тот момент, не могли объяснить процесс региональной интеграции. Неофункционализм соединяет в себе следующие направления:
- политическая интеграция,
- поиск единого решения для социальной несогласованности,
- поддержание баланса интересов внутри сообщества.
Эффект «перетекания», рассмотренный в школе неофункционализма, использовался для движущих механизмов интеграции. Интеграция происходит в одном из секторов экономики, что способствует ее углублению. Усиливается давление на смежные сектора, которые постепенно интегрируются тоже. Чтобы интеграция начала работать, необходимо наличие взаимной зависимости экономик рассматриваемого региона, иначе сотрудничество будет неоправданным. Связующим звеном выступают торговые и экономические союзы, но эффективность работы зависит от единого валютного курса. Валютной интеграции способствовал кризис Бреттон-Вудской системы и энергетический кризис 70-х годов.