Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека – это международный суд, решающий вопросы личной безопасности и прав людей.
Под юрисдикцией ЕСПЧ находится 46 государств. Его решения обжалуются в Большой палате Европейского суда. Суд был основан в 1959 году. Официально как полноправный судебный орган ЕСПЧ работает с 1998 года. Основными языками судопроизводства являются французский и английский.
В суде работают 47 судей, каждый занимает свой пост в течение 9 лет. Судьи избираются из стран, которые входят в Совет Европы.
Фактически ЕСПЧ контролирует исполнение Конвенции о правах человеках в странах ее подписавших и на находящихся под их юрисдикцией территориях. Причем суд может считать территорию, относящейся к определенной стране, а страна может отрицать свою причастность.
При этом, если государство теряет контроль над территорией, то оно уже не несет ответственность за события, которые на ней происходят.
Сегодня порядок подачи жалоб в ЕСПЧ изменился. Ее можно подать напрямую, но необходимо выполнить требования заполнения документов. В ЕСПЧ может обратиться любой человек и выступить против государства. Заявителю не обязательно быть гражданином страны, входящей в Совет Европы, для того, чтобы воспользоваться защитой суда.
Большинство дел ЕСПЧ касается прямых жертв, то есть лиц, которые стали непосредственными участниками несправедливого с ними обращения. Достаточно часто встречаются обращения родственников пострадавшего лица.
История создания ЕСПЧ
Конвенция о защите прав и основных свобод человека стала толчком к созданию ЕСПЧ. Она была принята в 1950 году десятью странами, в то время являвшимися членами Совета Европы. Среди них были:
- Бельгия,
- Великобритания,
- Германия,
- Дания,
- Исландия,
- Люксембург,
- Нидерланды,
- Норвегия,
- Франция,
- Италия.
В конце 50-х годов для контроля над исполнением Конвенции был создан судебный орган. Он рассматривал жалобы о нарушении прав людей. Две мировые войны потребовали от общественности выработки новых регулирующих норм взаимоотношений друг с другом. В том числе потребовалось создание системы защиты основных прав человека, создания союза между странами, который позволил бы реализовать задуманные проекты сообща.
Первым шагом стало принятие Всеобщей декларации прав человека на базе ООН в 1948 году. Тогда же появилась идея создать структуру, которая будет контролировать выполнение декларации на межгосударственном уровне. «Европейское движение» в 1949 году подержало эту инициативу.
Далее был подписан Устав Совета Европы. Одним из пунктов стала защита прав и свобод человека. Черновик конвенции появился в 1949 году. После того, как проект «Европейского Движения» был презентован его отправили в правовой комитет ассамблеи. Он перечислил права, которые должны были быть включены в общий документ. Так же планировалось создание коллективной гарантии исполнения обязательств и рассмотрения возможных жалоб. Возникли разногласия по поводу того, каким образом должны быть сформулированы положения Конвенции. Альтернативные проекты рассматривались Комитетом министров. Вопрос о создании суда рассматривался, как вопрос политического характера.
Между странами возникли разногласия относительно необходимости создания суда и его функций. Несмотря на противоречия стороны договорились о том, что государства смогут свободно выбирать юрисдикцию. Далее проект еще несколько раз пересматривался и дополнялся.
Изменения в работе ЕСПЧ
Подписание Конвенции сопровождалось открытием переговоров, которые затронули права собственности, право на образование, на свободные выборы. Был собран комитет экспертов для разработки дополнительного протокола к Конвенции. В результате в 1951 году текст документа был утвержден и подписан. Чуть позже были дообработаны протоколы, затрагивающие следующие направления:
- Запрет тюремного заключения должников.
- Заперт на высылку иностранных и собственных граждан.
- Запрет смертной казни.
- Предоставление процессуальных гарантий в случае необходимости высылки иностранцев.
С помощью протоколов были дополнены основные права человека. Чуть позже были приняты дополнительные протоколы, но для их вступления в силу необходимо было, чтобы каждая страна-участница их ратифицировала. В результате выходило так, что проходило несколько лет, прежде чем поправки вступали в силу.
Инновацией Конвенции стал тот факт, что благодаря ей был создан механизм для осуществления гарантий. То есть одно государство могло выступить против другого государства. Учреждения в Страсбурге стали рассматривать индивидуальные жалобы.
Серьезным изменением в работе ЕСПЧ стало утверждение Протокола 11 в 1998 году. Он изменил порядок подачи жалоб. Проблема заключалась в том, что государство против которого выдвигалось обвинение должно было признать право Комиссии при ЕСПЧ на принятие подобных жалоб. Так же обвиняемое государство должно было признать юрисдикцию суда, в противном случае дело не рассматривалось.
Количество судей должно было соответствовать количеству стран, входящих в состав Совета Европы. К людям, желающим занять этот пост, предъявляются определенные требования, которые закреплены в протоколе. После 1998 года Суд по правам человека стал принимать жалобы напрямую от граждан разных стран. Срок полномочий судий был сокращен до 6 лет. Если судья достигал возраста 70 лет, то его тоже исключали из состава судей. Комитет министров стал выполнять функцию по надзору за исполнением принятых судом решений.