Понятие и сущность источников международного транспортного права
Источники права – это способы закрепления правовых норм, а также формы их внешнего выражения.
В сфере международных отношений источники транспортного права имеют свою специфику и особенности. Пожалуй, основной из них считается наличие источников, регулирующих транспортную деятельность по перевозке, относящихся к международному публичному, международному частному и/или международному административному праву. В действующей практике преобладают источники международного частного права. Рассмотрим каждую из групп более подробно.
Источники международного публичного транспортного права включают в себя:
- международные договора;
- международные обычаи;
- общие принципы.
Основным средством закрепления норм международного публичного права, так или иначе затрагивающих перевозки, считается международный договор. Кроме того, одним из признанных источников является международный обычай.
Международное частное право подразделяется на несколько отдельных видов. В основу деления положена следующая классификация источников (рисунок 1). Рассмотрим их составляющие более подробно.
Рисунок 1. Система МЧП, регулирующая вопросы транспортного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Международным транспортным договорам присущи все признаки, которыми должны обладать международные договоры, играющие роль источников МЧП. В то же время они отличаются рядом специфических черт, само наличие которых может быть объяснено регулируемыми ими транспортными правоотношениями.
Обращает на себя внимание и тот факт, что ряд транспортных конвенций и соглашений расширяет сферу своего применения. При этом суть общего принципа действия международных правовых источников сводится к распространению их действия на их участников. Стоит, однако, отметить, что Отдельные международные транспортные источники выходят за рамки данного принципа.
В некоторых международных транспортных источниках закреплены дополнительные условия вступления их в силу. Так, например, международные договора считаются вступившими в силу после подписания определенным количеством стран. Некоторые источники международного транспортного права содержат в себе еще одно требование. Касается оно обладания подписавшими договор странами соответствующим количеством транспортных средств либо выполнения ими определенного объема перевозок.
Характерной особенностью международных источников частного права считается и тот факт, что практически все соглашения и конвенции действуют для всех их участников в единой редакции, что обеспечивает единообразие толкования их норм сторонами.
К числу источников международного административного транспортного права принято относить конвенции о регулировании движения транспорта, об использовании транспортных артерий, о таможенных вопросах. Сюда же включаются национальные (внутренние) источники, касающиеся вопросов реализации контроля за пересечением государственных границ и осуществлением международных перевозок.
Разновидности источников международного транспортного права
Практика показывает, что наиболее представительным видом международных транспортных источников выступают международные договоры, включающие в себя различного рода конвенции и соглашения. К данной группе источников также могут быть отнесены различного рода договоры, инструкции, правила, протоколы, стандарты, тарифы, постановления, проформы и т. п.
В реальной жизни роль главных источников международного транспортного плана играют непосредственно конвенции и соглашения. Конвенции играют роль основного типового вида международных нормативных правовых транспортных источников. Инициаторами их разработки обычно выступают международные организации, такие, например, как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, Гаагская конференция по международному частному праву. Свой вклад в разработку транспортных конвенций вносят и международные транспортные комитеты.
Еще одним международно-правовым источником транспортного права выступают двусторонние соглашения. Однако, они имеют силу лишь для подписавших их стран. Россия, например, не участвует во множестве международных конвенций и соглашений, с некоторыми странами решая вопросы транспортного обеспечения на двусторонней договорной основе.
Особое место в общей массе международных нормативных источников транспортного права отводится протоколам. Множество соглашений и конвенций было принято в первой половине прошлого столетия. Естественно, ряд закрепленных в них положений по вполне понятным причинам устарел. Кроме того, не все реалии сегодняшнего дня смогли найти свое отражение в этих международных нормативно-правовых источниках. Ради устранения этих недостатков в международной практике нормативно-правового регулирования часто используют протоколы. С их помощью компетентные органы вносят отдельные изменения и дополнения в действующие конвенции и соглашения. Некоторые протоколы предназначены предавать юридическую силу принятым решениям по международной транспортной деятельности. Другие и вовсе устанавливают порядок применения принятых международных решений (в большинстве случаев это касается двусторонних соглашений по транспорту).
Еще одним довольно таки распространенным видом международных правовых источников, регламентирующих сферу перевозок, можно считать правила. В сравнении с соглашениями и конвенциями они более детально регулируют отдельные вопросы организации и реализации международных перевозок. Довольно часто они выступают в качестве приложения к соглашениям и конвенциям. Куда меньшее распространение в международной практике получили решения, меморандумы, статусы.
Прочая классификация источников международного транспортного права
В зависимости от характера регулируемых вопросов источники международного транспортного права могут быть подразделены на две большие группы:
- источники, которые определяют транспортную составляющую в международных контрактах;
- источники, которые регулируют вопросы, связанные с транспортными артериями.
Первая группа сформирована за счет международных конвенций и соглашений, полно регулирующих весь спектр транспортного обеспечения международной торговли. Документы второй группы специализируются на установлении требований к международным транспортным артериям, их оборудованию сигналами и знаками, а также к их эксплуатации.