ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – это судебный орган международного уровня, распространяющий свое действие на страны-участницы Совета Европы.
ЕСПЧ – это суд высшей инстанции. Его юрисдикция распространяется на 46 государств. Обжаловать решение ЕСПЧ можно в Большой палате. Каждая страна предоставляет своего судью. Всего в ЕСПЧ работают 47 судей, выбранных сроком на 9 лет.
В 1953 году вступила в силу конвенция о правах человека. Она объявила основополагающие права, а также сформировала специальный механизм их защиты. Изначально в состав механизма входило 3 органа:
- Европейская комиссия.
- Европейский суд.
- Комитет министров
Протокол 1998 года дополнил требования к работе ЕСПЧ. В соответствии с ним Комиссия и суд были преобразованы в одну структур. До 1994 года поданные в Суд дела подвергались предварительному изучению, после этого направлялись в Суд или в Комитет министров. Но с 1994 года заявители получили право передавать свои дела в Суд по жалобам. За весь период существования Суд рассмотрел около 840 дел. Большая часть из них были жалобами. После реформирования ЕСПЧ, суд стал работать эффективнее. К началу 2010 года было рассмотрено более 12 тысяч дел. Большая часть из них была признана нарушением прав человека.
Реформирование работы системы состоялось в 2009-20108 годах. Был принят ряд документов, которые изменили порядок подачи и рассмотрения жалоб. Документы определили возможность использования приоритета жалоб, а также было введено ограничение на обращение по незначительным делам.
Виды обращений в Суд по правам человека
Большая палата имеет право расставлять приоритеты в рассматриваемых делах. Наиболее приоритетными считаются дела, ставящие под угрозу жизнь и здоровье заявителя. Сюда же относят дела, если заявитель лишен свободы, есть семейные обстоятельства. Еще одним приоритетным направлением является работа с жалобами, позволяющими оказать влияние на эффективность конвенционной системы. То есть жалобы поднимают те вопросы, которые затрагивают общественные интересы. В результате рассмотрения таких дел появляется возможность влиять на действующие национальные и международные правовые системы.
Далее к рассмотрению принимаются дела, связанные с нарушением первых 4 пунктов 5 статьи Европейской конвенции о защите прав человека. Как правило, эти жалобы связны с угрозой физической целостности. Также важными считаются дела, связанные с нарушением одного из пунктов Конвенции. Далее идут жалобы, чья приемлемость вызывает сомнения, и жалобы, очевидно неприемлемые.
Нововведением в ЕСПЧ стал формуляр для оформления жалобы. Если раньше можно было подать жалобу в свободной форме, то теперь требуется оформление и документальное подтверждение обоснованности требований. Теперь приемлемость жалобы определяется одним судьей, а не тремя, как было раньше. В случае, если жалующийся не понес серьезного ущерба суд также может отказать в рассмотрении дела.
Рассмотрение дела начинается с того, что сторонам предлагается заключить мировое соглашение. Если же достижение мирового соглашения осложнено, то выдвигается предложение ответчику признать нарушение прав заявителя. Если государство отказывается от этого шага, то начинаются прения. На процесс отводится 12 недель.
Стоит отметить, что ЕСПЧ может предъявлять требования к государствам, которые утратили фактический контроль над территорией, но по мнению Суда этого не произошло.
Исполнение решений Суда по правам человека
Решения ЕСПЧ имеют три основные формы:
- Письмо, адресованное заявителю.
- Мотивированный документ.
- Решение по делу в переводе.
Государства-участницы также могут подать в суд друг на друга. Судом было решено 4 таких дела. Ирландия выступила против Великобритании в 1978 году с жалобой на унижающее отношение к ирландцам. Дания судилась с Турцией из-за отношения к датскому гражданину, задержанному в Турции. Кипр выступил против Турции по ряду вопросов. Грузия подала в суд на РФ из-за решения о коллективной высылке грузин из РФ.
Стоит отметить, что далеко не все решения ЕСПЧ страны исполняют в полном объеме, хотя они считаются обязательными. Чтобы отказаться от исполнения постановления ЕСПЧ, государства используют решения национальных судов. При этом сам суд вплоть до 2017 года ни разу не отметил неисполнение своих решений. В инструментарии ЕСПЧ для этих случаев есть механизм выплаты неустоек. Часто не исполняются решения в отношении индивидуальных мер.
Великобритания использует следующие лазейки в законодательстве для того, чтобы не исполнять решения Европейского суда. Например, он не исполняет решения, если есть вероятность того, что в ближайшем будущем ЕСПЧ придет к тому же мнению, что и суд Великобритании. Национальный суд более приоритетен для страны. Позиция ЕСПЧ рассматривается англичанами, как устаревшая. Решение суда принимается в качестве рекомендации, но не требования к исполнению.
В Германии действует примерно такая же система, что и в Великобритании. Страна полагается на свое законодательство и судебную систему больше, чем на ЕСПЧ. Италия сталкивалась с противоречиями собственной Конституции и решения суда дважды.
ЕСПЧ может назначать компенсацию в пользу истца. Неприсуждение возможно тогда, когда в иске об этом не упомянуто и по решению Суда. Компенсация может быть в виде денежной выплаты или индивидуальных мер.
Таким образом, идея создания ЕСПЧ и реформирование системы позволяет рассматривать больше число жалоб. Проблема кроется в противоречии между национальными законами и решениями, принимаемыми в рамках ЕСПЧ.