Политика «мягкой силы»
Политика «мягкой силы» - это форма власти, которая предполагает возможность получения от кого-либо желаемых результатов с помощью добровольного участия, привлекательности и симпатии.
В отличие от «жесткой силы», которая строится на принуждении, «мягкая сила» направлена на установление сотрудничества. Основными инструментами «мягкой силы» выступают язык и культура. Они становятся ключевыми при построении международных отношений, оказывая косвенное воздействие на мировую политику и установление деловых отношений.
Впервые термин «мягкая сила» ввел Джозеф Най в начале 90-х годов. Еще в 30-е годы итальянским философом была предложена концепция «культурно-идеологической гегемонии». Она получила распространение в ряде неоконсервативных партий.
Глобализация и региональная интеграция привели к тому, что отношения между странами стали более близким. Их интересы пересекаются, что требует поиска мирных методов урегулирования отношений и конфликтных ситуаций. Интеграция нуждается в инструментах, которые помогут в минимальные сроки познакомить страны друг с другом. Благодаря политике «мягкой силы» государства транслируют ценности, цели и задачи. Она позволяет искать компромиссы и пути сотрудничества, а не навязывать свою точку зрения партнерам.
Важную роль в трансляции культурных ценностей играют транснациональные корпорации. Чтобы занять место в экономике другой страны, им необходимо изучить культурные особенности ее населения. При этом сами компании транслируют те ценности, которые характерны для страны их происхождения. Жан Бодийяр говорил об еще одной составляющей политики «мягкой силы», о соблазне, который через образы, имидж и виртуальные объекты становится силой, которая влияет на другие объекты властвования.
Искусство как фактор политики «мягкой силы»
Искусство и политика являются двумя сферами, которые довольно тесно взаимодействуют друг с другом. Они неотделимы от жизни общества. Искусство, ввиду своих особенностей, выполняет ряд политических функций, в частности:
- оно влияет на имидж политических деятелей страны, которую оно представляет;
- оно выступает в качестве декораций политической власти;
- оно способствует стабильности общества, его консолидации и единству;
- в период преобразований искусство способствует более глубоким и радикальным изменениям.
На рубеже 19-20 веков модернизм стал все чаще использоваться для политических целей. Давление на искусство стало недопустимым. Требование свободы доходило даже до критиков, от работы которых общество пыталось отказаться. В это время сложились общественные настроения, связанные с нравственным протестом, неприятием окружающего мира. Общество ожидало, что искусство будет занимать активную позицию в происходящих изменениях.
Следующие изменения в отношениях искусства и политики начались в 1960-е годы, когда господствовал постмодернизм. Возникло даже отдельное направление – политическое искусство. Оно занималось производством политических образов.
Существование искусства приносит пользу человеку и обществу. Его функции и задачи сводятся к тому, чтобы интерпретировать ценности, характерные для данного общества. Оно способствует совершенствованию человека, его социальной жизни и каждодневной практики. Искусство является средством развлечения, оно выполняет познавательную и воспитательную функции. Важным свойством является функция свободы.
Влияние искусства на международные отношения
Искусство представляет собой сложное социальное явление. Его воздействие нельзя называть однозначным. С его помощью можно сглаживать неравенство людей, показывать преимущества дружбы и партнерства. Оно же делит людей на страты, тем самым структурируя общество. Особенно значима роль искусства в демократизации общества.
Противоречивость социальных функций искусства заключается в том, что оно поддерживает идеологию, верования, мораль, традиции. Демократизация распространилась в том числе на сферу искусства. Социальная жизнь динамична, она все время развивается. Для нее характерны равенство и неравенство, структурные и коммунитарные отношения. Художественное сообщество дает равные права для всех слушателей и зрителей, создает атмосферу равенства. Именно в таком контексте и используется политика «мягкой силы», когда другая сторона признается равной. Со стороны инициатора отношений проявляется доброжелательность, транслируются ценности, которые могли бы сблизить с новым партнером.
Благодаря искусству происходит структурирование отношений между людьми, но в тр же время возникает и тенденция к неравенству из-за личных предпочтений. Получается, что искусство в рамках политики «мягкой силы» должно учитывать эти аспекты для того, чтобы взаимодействие было продуктивным и не вносило дополнительные разногласия.
Место искусства в политической жизни стран много обсуждается в ученых кругах. На сегодняшний день уже нельзя отрицать, что оно политизировано. Искусство становится местом пересечения интересов разных идеологий и концепций. Оно вторгается в социальную жизнь, становится частью политического процесса. С его помощью может искажаться информация, формироваться желаемый образ. Искусство является наиболее эффективным инструментом, так как оно исключает вопросы иерархии, власти, насилия и так далее. Некоторые специалисты полагают, что искусство необходимо освободить от политики, однако, это станет еще одним идеологическим жестом. Жестом борьбы за место искусства в общественной жизни современного человека.
Политическая парадигма может транслироваться через искусство. Человеку нужен понятный образ, чтобы внедрить в свое сознание новые идеи. Выставки, спектакли и другие формы выражения искусства мирным путем транслируют те ценности, которые непросто донести через построение дипломатических отношений. Искусство остается сильным подспорьем политики «мягкой силы».