Интеграция – это политический процесс сближения государств в рамках которого они передают часть суверенных прав в пользу создаваемой интеграционной структуры для обеспечения реализации собственных интересов.
Факторы и элементы интеграции
Мощные интеграционные процессы в мировой политики стали отличительной чертой конца ХХ начала XXI века. На протяжении большей части истории человечества государственные образования стремились к автаркии – т.е. закрытости от политического, экономического влияния других государств, сохранение своей целостности, суверенитета, способности к самообеспечению, а возникающие союзы и объединения создавались прежде всего в области внешнеполитической деятельности для осуществления совпадающих интересов.
Вместе с тем в области экономики интеграционные процессы напротив, разворачивались с древнейших времен. Даже в средневековье, в период господства натурального хозяйства, способно обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, продолжала существовать и развиваться торговля как внутри, так и между странами. Торгово-экономические отношения выступают одним из мощных стимулов и путей интеграции, они связывает между собой хозяйственную деятельность различных местностей и регионов, позволяя им извлекать максимальную выгоду из такого сотрудничества, обрыв же торгово-экономических связей неизменно ведет к хозяйственному упадку.
Как отмечал В.И. Ленин, политика должна следовать за экономикой, и данная тенденция наиболее полно отразила себя в XXI веке. Несмотря на все стремление государственно-политической сферы установить максимальный контроль над собственными ресурсами и экономическими процессами, государства вынуждены вступать в различные региональные и международные объединения для расширения собственных экономических связей, оживления и поступательного развития экономики, открывая тем самым возможности для свободного перемещения капитала, товаров, услуг и людей в рамках данных систем, утрачивая часть собственного контроля над ними в пользу самих интеграционных объединений.
Мировая и региональная интеграция в современном мире характеризуются следующими факторами:
- увеличением степени взаимозависимости стран в различных областях – от экономики, до безопасности, что влечет за собой углубление тенденций к интеграции;
- ориентацией наиболее производительных и конкурентоспособных отраслей государств прежде всего на внешний, а не внутренний рынок;
- возможность успешного развития государств, только при условии их участия в международном технико-экономическом соревновании.
Наиболее ярко и интенсивно тенденция к интеграции проявляет себя в настоящее время на региональном уровне. Одним из старейших и наиболее глубоких интеграционных объединений является Европейский союз, свои интеграционные проекты возникают на территории бывшего СССР, Северной Африки и Ближнего Востока, Азии, Южной Америки, Тихоокеанского региона и т.д. Успешное осуществление региональных интеграционных проектов по-видимому зависит от ряда условий или элементов:
- наличие таких предпосылок как сходный уровень развития, историческая общность, схожесть проблем развития и способов их решения и т.д.;
- наличие четких целей интеграции в политической, экономической, культурной областях;
- наличие благоприятного периода развития экономики (в период кризиса интеграционные процессы сворачиваются);
- географическая близость и наличие развитой инфраструктуры связывающей страны-участницы интеграции;
- наличие политической воли руководителей стран к их интеграции и созданию региональных структур;
- создание международных институтов, которым участники процесса интеграции могли бы делегировать часть своих суверенных полномочий для организации равноправного и наднационального процесса взаимодействия в рамках структуры.
Подходы к изучению процессов интеграции
Процессы интеграции представляют собой важный объект научного изучения и осмысления, особенно актуальный в том отношении, что успешность того или иного интеграционного объединения в современном мире способна значительно повлиять на историческую судьбу как стран, входящих в него, так и всего мира. Ученые и специалисты ставят перед собой задачу раскрытия механизма и процессов интеграции, ее специфики, оснований и факторов, определяющих успех или неудачу того или иного объединения.
Традиционно процессы интеграции рассматриваются через три основных подхода:
- федералистский,
- функциональный,
- коммуникативный.
Федералистский подход (А. Спинелли, Ж. Моннэ и т.д.) рассматривает интеграцию как стремление небольших государств к увеличению собственного потенциала и значимости за счет объединения, которое по своей сути можно рассматривать как новое государство больших масштабов или как федерацию.
Сторонники функционального подхода (Д. Митрани, Э. Хаас), напротив предполагают, что в основе интеграции лежат не политические, а экономические мотивы, потребности эффективного развития экономик, повышения благосостояния государств, ускорение темпов их экономического роста, в то время как чрезмерная политическая интеграция в «сверхгосударство», напротив может негативно сказаться на интеграционных процессах, в силу стремления государств к сохранению своего суверенитета.
Коммуникативный подход, разработанный К. Дойчем, указывает в качестве детерминирующего культурный фактор – а именно сближение ценностей, установок, норм интегрирующийся обществ, выработка единого менталитета и образование единой нации, народа на интегрированном пространстве.
Проблемы дезинтеграции
В современном мире наряду с политической и экономической интеграцией осуществляются и обратные дезинтеграционные процессы, которое особенно усиливаются в кризисные периоды, когда наиболее ярко проступают противоречия между спецификой и интересами интегрирующийся государств.
Одним из мощнейших факторов дезинтеграции выступает крайняя неоднородность экономического уровня и темпов развития стран, стремящихся создать интеграционное объединение. Даже в рамках ЕС различия между наиболее бедными и богатыми странами огромны, в других регионах мира уровень контрастов среди соседних стран входящих в объединения еще более велики. Также в пользу дезинтеграции используются националистические мотивы и стремление государств к сохранению полного суверенитета.