Гражданское общество и его институты
Гражданское общество – это совокупность личностей и их взаимодействие, включая социально-значимую деятельности, осуществляемую посредством различных организационных форм.
Гражданское общество имеет ряд характерных признаков. Прежде всего, речь идет о расчлененности социального целого на части, а также о создании в социуме условий для инициативы индивидов. Ну и, конечно же, в обществе должны быть сами индивиды, стремящиеся стать личностью.
Гражданское общество характеризуется наличием определенных институтов.
Институты гражданского общества – это реализованные посредством различных организационных форм (организаций) направления деятельности граждан, ориентированные на решение социально-значимых проблем.
Условно институты гражданского общества подразделяются на три группы. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Группировка основных институтов гражданского общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Иначе совокупность институтов гражданского общества, реализованных, прежде всего, в виде некоммерческих организаций, называется «третьим сектором», представляющим собой институционализированную часть общественной деятельности, отличную от государственного сектора и бизнеса. Таким образом, сюда включаются объединения граждан, сформированные по их инициативе ради достижения социально значимых некоммерческих целей, т.е. вся совокупность некоммерческих и неправительственных организаций.
Проблематика межэтнических отношений
Эксперты все чаще говорят о том, что современный мир превращается в арену острых межэтнических конфликтов, которые становятся одним из основных вызовов международной и региональной безопасности. С этой проблемой, так или иначе, сталкиваются все страны мира.
К числу основных причин возникновения межэтнических конфликтов специалисты, как правило, относят:
- мультикультурный характер большей части современных государств, когда в число жителей одной страны входят представители многих культур и их локальных вариаций, а различия между ними приводят к затруднению их взаимодействия в политическом пространстве одного государства;
- несовпадение границ этнического ареала народа с государственными границами, что вызывает у отдельных частей разделенного этноса желание воссоединиться;
- насильственное присоединение территорий к государствам, оставляющее в исторической памяти народов свои следы;
- стремление этнических групп повысить свой статус за счет формирования путем сецессии собственного независимого государства;
- непродуманность национальной политики государств и пр.
Американские ученые, говоря о проблематике межэтнических отношений, одной из причин их ухудшения считают наличие противоречий между этническими группами, обусловленных глобализацией, а также вызванных изменениями, происходящими на мировой арене, и формированием взаимозависимого мира.
Острой проблема стабилизации межэтнических отношений остается и для России. На то есть несколько причин. Во-первых, в ряде регионов страны по-прежнему сохраняются межконфессиональные и межэтнические противоречия. Касается это, прежде всего, Северного Кавказа, а также Москвы, Поволжья и южных регионов России. Во-вторых, свой отпечаток наложило и присоединение к России Крыма. Таким образом, данному вопросу в России уделяется повышенное внимание.
Место и роль институтов гражданского общества в стабилизации межэтнических отношений
На западе (в Европе и США) институты гражданского общества уже приобрели свои законченные формы, а их роль в урегулировании и стабилизации межэтнических проблем имеет определенную эффективность. Государство этих стран предпочитает уходить от жесткой централизации и все чаще прибегает к реализации децентрализованной модели взаимодействия между разными этносам при активном участии не только местных властей, но и институтов гражданского общества. Наиболее ярким примером служат США, успешно оптимизировавшие процесс взаимодействия государственных институтов, институтов гражданского общества и этнических групп. Совершенно другой опыт имеет Россия.
Институты гражданского общества в России на сегодняшний день малоразвиты и слабы, а потому неспособны оказывать эффективное воздействие на развитие этнополитических процессов. Здесь, так же как и на Востоке, определяющая роль в сфере урегулирования межнациональных отношений и проблем, с ними связанных, отводится в первую очередь государственным структурам традиционного типа. Последние, в свою очередь, в зависимости от ситуации могут играть либо стабилизирующую роль, либо роль катализатора, а также содействовать затягиванию процессов урегулирования противоречий, придавая им некую инерционность.
Тем не менее, есть регионы, в которых руководство стремится к активизации использования институтов гражданского общества в межнациональной сфере. Однако, в них подобного рода структуры зачастую имеют преимущественно формальный и во многом искусственный характер, не обладая реальными инструментами воздействия на политику, проводимую государством и, соответственно, не формируя условий для межэтнической кооперации. В этом случае институты гражданского общества используются в основном для поддержки государственных инициатив или, в лучшем случае, для поддержания развития национальных культур.
Так или иначе, анализ научной литературы позволяет выделить следующие направления деятельности структур гражданского общества в сфере стабилизации и гармонизации межнациональных отношений в России:
- научно-аналитическое направление;
- нормативно-методическое и организационное направление;
- пропаганда и контрпропаганда;
- образовательно-методическое направление;
- институционально-представительное направление;
- институционально-исполнительное направление.
Механизмы использования институтов гражданского общества в России, впрочем, как и сами эти институты, несовершенны. Им определённо есть куда расти и развиваться. Государство при этом должно оказывать им всяческую поддержку, а основой его взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере стабилизации межэтнических отношений должна стать система государственно-частного партнерства.