Иммунитет государства
Иммунитет государства - это право, которым может воспользоваться любое государство для сохранения своего суверенитета и защиты своих интересов перед властными органами других государств.
Устав ООН закрепил понятие суверенного равенства. Оно уточнено в Декларации о принципах международного права 1970 года. Идея суверенитета распространяется на все ветви власти. Однако на сегодняшний день до сих пор нет единого механизма регулирования иммунитета стран. Этим вопросом обычно занимается национальное законодательство. Конвенция о юрисдикционных иммунитетах была принята только в 2004 году. Вступление в силу документа произойдет только после его ратификации 30 государствами.
Иммунитет наделяет государство следующими правами:
- Оно становится неподсудно судебным системам иностранных государств.
- Государство защищено от предварительного обеспечения иска.
- Государство получает защиту от принудительного исполнения постановления иностранного суда.
- Имущество государства является неприкосновенным даже та его часть, которая находится за рубежом.
- Защита от использования иностранного права по отношению к сделкам, проводимым государством.
Отличительной особенностью иммунитетов является тот факт, что они могут быть использованы независимо друг от друга. Государство имеет возможность отказаться от использования какого-либо иммунитета, например, при рассмотрении дела в суде, при этом другие иммунитеты за ним сохраняются.
Концепция иммунитета появилась в ответ на то, что государство стало более активно действовать в сфере международно-правовых отношений. Государство наделено правом юридического лица. Однако оно может выступать в качестве субъекта гражданского права. В конце 19 века стала развиваться идея абсолютного иммунитета. Он применялся для реализации торговых отношений и заключения коммерческих сделок. Во второй половине 20 века государства обратились к применению функционального иммунитета. Он распространялся на коммерческие сделки. Функциональный или ограниченный иммунитет стал использоваться во второй половине 20 века. Многие страны стали отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу функционального.
Иммунитет государства в частном праве
Проблема иммунитета актуальна для большинства развивающихся стран, так как они вступают в отношения друг с другом, что порождает конфликтные ситуации. Исследование проблем иммунитета важно, как для науки, так и для практического применения.
Государственный иммунитет является следствием государственного суверенитета. Изначально он распространялся на коммерческие сделки, то есть на торговые отношения. Сегодня в сфере экономических отношений страны придерживаются функционального иммунитета. Это работает следующим образом. Гражданско-правовой оборот предусматривает использование функционального иммунитета, то есть в закупках используется ограниченный иммунитет. Закупочный иммунитет следствие принципа уважения суверенитета и принципа соблюдения равноправия государств.
Государство рассматривается, как носитель властных функций. Оно независимый и самостоятельный суверен. Власть государства может быть ограничена только на добровольной основе, чему и способствует наличие иммунитета. Иммунитет, по сути, это договоренность между странами о регулировании взаимоотношений друг с другом в части соблюдения суверенных прав.
С точки зрения частного права государство может участвовать в гражданских делах. Это происходит не так часто, как в публичном праве. Если в суде возникает разбирательство относительно частных лиц или предприятий, осложненное иностранным элементом, то иностранное государство может использовать судебный иммунитет, иммунитет от предварительного обеспечения иска, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. Здесь может применяться иммунитет собственности государства.
Правовая природа иммунитета государства
Появление государственного иммунитета связано с тем, что с конца 19 века государства стали участниками хозяйственных отношений, то есть они стали выполнять роли субъектов экономики наравне с частными лицами. Государства стали вступать во внешнеторговые сделки, обращаться к иностранным финансовым системам для получения кредитных средств. Однако государство не является таким же субъектом отношений, как частные лица или предприятия.
Иммунитетом государство может воспользоваться тогда, когда оно выполняет свои суверенные функции. В случаях, если государство обращается к услугам торгового флота, принимает участие в торговых сделках, то иммунитетом оно не пользуется.
Судебная практика вносит коррективы в применение иммунитета. Например, в судебной практике РФ был случай, когда российское юридическое лицо подало иск в отношении посольства иностранного государства. Посольство воспользовалось иммунитетом, но суть дела была такова, что арбитражный суд отказал в применении иммунитета в отношении рассматриваемого дела. Речь шла о строительстве гостиницы, которая могла потенциально приносить доход иностранному государству. Однако суд более высокой инстанции принял иммунитет во внимание, уточнив детали дела и выяснив, что здание не будет использоваться для извлечения прибыли.
Таким образом, иммунитет не может быть использован, если государство участвует в коммерческих сделках наравне с другими участниками международных отношений. Если оно будет извлекать прибыль из сделок, то данные операции регулируются частно-правовыми нормами. В иных случаях, когда вопрос затрагивает действия государства на территории иностранных государств, не относящиеся к получению коммерческой прибыли, страна может воспользоваться правом иммунитета при возникновении юридических споров.
Коммерческая основа сделки определяется природой контракта и целью, с которой он был заключен. Коммерческий контракт обычно предусматривает договоренность сторон. Государство не может воспользоваться иммунитетом при разбирательстве в суде, если оно само стало инициатором разбирательства, либо совершило действия по существу дела.