Предпосылки грузино-осетинского конфликта
Грузино-осетинские отношения начали складываться еще в первом веке до н.э., когда предки современных грузин проникли на территорию Закавказья и расселились на территории современной Грузии, став таким образом соседями осетин. При этом упоминания об осетинах «осах», «овсах», встречаются на древнейших памятниках грузинской письменности, что говорит о тесном характере контактов данных двух народов.
В 1774 году в состав Российской империи вошли территории Северной Осетии, а в 1801 году Грузия, вместе с Южной Осетией входивший в ее состав. Таким образом исторические пути Закавказских народов оказались тесно переплетены с судьбой России, которая во многом стала выступать для них в роли покровителя и арбитра.
Особой напряженности отношениями между грузинами и осетинами достигли в начале 20-го века в связи с событиями Февральской и Великой Октябрьской революций. Грузинский и осетинский народы стремились к независимости и строительству национального государства. В Осетии установилась коммунистическая власть, то время как в Грузии была создана демократическая республика, которая была признана РСФСР в 1920 году в границах, включающих в себя в том числе территории Южной Осетии. Однако народ Южной Осетии стремился к объединению и созданию собственной национальной области в составе РСФСР, о чем было направлено прошение в адрес ЦК ВКП(б). В ответ на данную инициативу грузинские демократические власти развернули массовый террор и истребление осетинского населения на своей территории. Осетины не только уничтожались физически, но также изгонялись из своих сел и деревень, а на их место приходили грузинские поселенцы. Значительное число осетин бежало на север через Кавказский хребет.
Террор в отношении осетин завершился с победой в Грузии социалистических сил и вхождением ее в СССР, однако хотя Южная Осетия формально получила статус автономной области в составе ГССР, фактически управление регионом оставалось в грузинских руках. Этническое противостояние и давление продолжились, хотя и в более мягких формах, связанных с экономической и социальной дискриминацией.
Обострение противоречий начало происходить в 80-х годах, когда наметилась тенденция к росту национализма в рамках СССР и стремления к строительству независимой государственности и выхода из Союза, на фоне кризисных явлений. В 1989 году Южная Осетия была преобразована из автономной области в автономную республику, однако грузинские власти закономерным образом не приняли данных изменений. Когда Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия все еще оставалась в составе Союза. Тем не менее Грузия, стремящаяся к территориальной целостности в границах ГССР, а также к построению моноэтнического государства, взяла курс на агрессивное и силовое подавление каких-либо национальных и автономных движений в своих границах, что вылилось в грузино-осетинские конфликты.
Грузино-осетинские конфликты 1991 и 2008 годов
Грузино-осетинский конфликт 1991-1992 годов был связан с попытками формирования собственного независимого осетинского государства и неравномерным выходом частей ГССР из состава СССР. Для подавления осетинского национального движения грузинскими властями еще в январе 1991 года был введен милицейский контингент в Южную Осетию, прежде всего в Цхинвал. В течении всего 1991 года по территории Южной Осетии шли периодические боевые действия и столкновения между грузинским контингентом и осетинским сопротивлением. Большое число осетин вынуждено было бежать на территорию Северной Осетии, а также с территории Грузии в Южную Осетию. В свою очередь грузинское население Южной Осетии также бежало на территорию Грузии.
Конфликт завершился лишь в 24 июня 1992 года заключением Дагомысских соглашений, не без деятельного участия России, оказавшей значительную военную помощь Э. Шеварднадзе в гражданской войне в самой Грузии.
По итогам соглашений на территории Южной Осетии были размещены миротворческие силы в составе российских, осетинских и грузинских войск, а Южная Осетия сформировала весь необходимый аппарат для существования как независимого государства, оставаясь вместе с тем юридически в составе Грузии.
Однако подобное положение дел не устраивало грузинскую сторону, и она продолжала активную борьбу за ликвидацию автономий в своем составе различными методами от политических до силовых. Также целью грузинского правительства стало вытеснение России из роли посредника в грузинско-осетинских отношениях и гаранта Дагомысских соглашений. В данном направлении Грузии удалось добиться определенных успехов, в частности заключив соглашения о ликвидации российских военных баз в Южной Осетии и его досрочного выполнения.
Нарастание напряжения между сторонами началось еще в начале августа 2008 года. Так в преддверии конфликта многие осетины покидали пограничные населенные пункты была проведена частичная эвакуация Цхинвала, происходили пограничные провокации. Непосредственный ход боевых действий можно отразить следующим образом:
- 8 августа. Ночью грузинские войска обстреливают Цхинвал из реактивных установок «Град», после чего начался штурм города с участием танковых соединений. Утром российская авиация начала наносить удары по военным грузинским объектам, а в 14:30 первые российские соединения пересекли Рокский тоннель и вошли на территорию Южной Осетии;
- 9 августа. Продолжалась переброска российских войск на территорию Южной Осетии, а также Абхазии. Российские войска попытались деблокировать миротворцев в Цхинвале, но были вынуждены отступить;
- 10 августа. Столкновение между российскими и грузинскими военно-морскими силами закончившееся потоплением одного грузинского ракетного катера;
- 11 августа. Российские войска перешли в наступление на территорию Грузии из Южной Осетии и Абхазии. Были заняты населенные пункты Зугдиди, Хурча, Сенаки.
- 12 августа. Принято решение о завершении операции по принуждении Грузии к миру. Н. Саркози посетил Москву и Тбилиси, для выработки плана мирного урегулирования «Медведева-Саркози».
Сам документ был подписал только 16 августа президентами всех участвовавших в конфликте сторон – России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
Грузинско-осетинские отношения в настоящее время
По итогам «Пятидневной» войны 2008 года российские власти пошли на признание Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств, аргументирую это тем, что только суверенитет способна гарантировать безопасность и гражданские права населения этих республик.
Вместе с тем широкого международного признания эти страны не получили, с точки зрения Грузии, ЕС, США и ООН, они остаются территориальными единицами Грузии. Взаимоотношения между сторонами конфликта остаются напряженными по настоящее время. Несмотря на действие в Грузии специального департамента по урегулированию отношений с Абхазией и Южной Осетией, значительного успеха его деятельность не приносит.
В качестве основных требований, которые выдвигает Южная Осетия для нормализации отношений являются признание ее независимости, признание Грузией себя агрессором в конфликте 2008 года и ответ за совершенные военные преступления.