Публичная дипломатия
Публичная дипломатия – это совокупность действий, направленных на построение долгосрочных отношений с другими странами через организацию их знакомства с национальными ценностями и институтами своего государства.
Публичная дипломатия оказывает значительное влияние на политическую систему и действия правительства. Публичная дипломатия воздействует на определенный круг лиц, задействует образы и языковые средства, способные сформировать у них нужное представление о стране. Цель публичной дипломатии заключается в том, чтобы расширить взаимодействие между зарубежными партнерами и гражданами своей страны. Для этого используются разные средства:
- Активный международный обмен.
- Создание информационных программ.
- Пропаганда своей культуры.
Публичная дипломатия долгое время носила традиционный характер, но сейчас она стала активно использовать достижения цифровой индустрии. Пропаганда ведется по разным каналам через радио, телевидение, образование. Образование позволяет сформировать элиту, которая будет влиять на умы широких масс людей в своих странах после окончания обучения.
Интернет сделал возможным распространять литературу в цифровом формате, проводить мониторинг дискуссий в цифровом международном пространстве, создавать персонифицированные странички и через них транслировать национальные ценности. Широко применяется рассылка через мобильны телефоны.
Ярким примером публичной дипломатии является «панда-дипломатия». Она является инструментом международных отношений, который используется КНР при решении международных задач. Ее сущность заключается в том, что установление отношений с другими странами происходит через формирование народных связей, способных поддержать реализацию различных проектов.
Гастродипломатия
Гастродипломатия – это одна из форм дипломатии, которая позволяет продемонстрировать национальные традиции через кулинарию. Она является составной частью публичной дипломатии. Гастродипломатия помогает решить следующие задачи:
- Формирование благоприятного имиджа страны.
- Создание «национального бренда».
- Увеличение экспортных продаж в материальной сфере и в сфере услуг.
Инструменты гастродипломатии используются в политических и деловых переговорах. Утверждение о том, что национальная кухня является визитной карточкой государства является устойчивым и широко используется исследователями международных отношений. Она стала инструментом межкультурных отношений. Гастродипломатия используется за обеденным столом переговоров для влияния на настроение и мысли первых лиц иностранных государств. Многие страны инвестируют в развитие кулинарии и ее распространении за рубежом. Благодаря такому подходу граждане других государств узнают страну через ее национальную кухню.
Развитые страны стали обучать гастродипломатии будущих специалистов, что стимулирует работу ученых разных направлений, в том числе, истории, антропологии, философии, экономики. Они взаимодействуют друг с другом и находят точки соприкосновения на стыках наук.
Фактически гастродипломатия – это наука о ведении переговоров во время официальных встреч и обедов. Еда способствует сближению, более неформальной обстановке. Традиции некоторых стан предполагают использование тостов, речей или специальных слов, сопровождающих прием пищи. Это помогает настроиться на более близкое взаимодействие с представителями иностранного государства.
Гастродипломатия оказывает влияние на развитие смежных сфер – туризм и торговлю. Она стимулирует инвестиционную деятельность, предпринимательский интерес, что положительным образом сказывается на экономических показателях, способствует формированию разнообразия традиционных блюд и их представления иностранным покупателям.
Гастродипломатия разных стран
Западные страны активно применяют национальную кухню для привлечения иностранного внимания, например, во Франции устраиваются вечеринки в Каннах, где можно попробовать национальную кухню. Скандинавские шеф-повара готовили для детей в Вашингтоне свои национальные блюда, тем самым предлагая юным дегустаторам познакомиться с непривычной для них кухней. В Швейцарии нет определенной программы гастродипломатии, однако есть компания, которая разработала подарок в компактной упаковке, в которой содержатся инструменты для приготовления блюд местной кухни и список рецептов.
Термин «гастрономия» пришел из французского языка. Он означает искусство вкусно поесть, искусство хорошего застолья. Людовик XIV ввел традицию гастродипломатии. Далее дипломаты Франции стали использовать застолья для того, чтобы вести переговоры и добиваться более выгодных условий для страны. Французы слывут гурманами, но при этом не страдают лишним весом. Медики полагают, что это связано с четким расписанием приема пищи и строгим соблюдением этих требований всеми членами общества.
Французскую кухню отличает тщательный выбор продуктов. Повара Франции умеют приправлять блюда, соблюдать температурный режим, сочетать вкусы совершенно разных продуктов. Все это формирует некий образ страны в сознании людей. Целью французской гастродипломатии является распространение вкусов граждан страны по всему миру.
Индонезия реализует гастродипломатию через распространение национальной кухни по всему миру. Страна добивается того, чтобы блюда ее кухни были включены в глобальный кулинарный свод. Опытные индонезийские повара отправляются за счет правительства в зарубежные дипломатические представительства. Этот шаг позволяет познакомить представителей принимающих стран с национальной кухней Индонезии.