Европейский союз
Европейский союз - это политическое, экономическое и военное объединение западноевропейских стран.
ЕС был создан в результате заключения Маастрихтского договора в 1992 году. Он стал продолжением Европейского экономического сообщества. Целью его создания была региональная интеграция. В результате ЕС имеет все признаки международной организации, но не является таковой. Первым шагом на пути его формирования стало создание общего рынка, который обеспечил свободное движение товаров, то есть были отменены таможенные пошлины между странами.
ЕС наделен полномочиями субъекта международных отношений, поэтому его дипломатические представительства есть в разных странах мира. ЕС может самостоятельно заключать международные договоры.
Управление процессами в ЕС осуществляется наднациональными органами, в пользу которых государства-члены Союза отдали часть своих полномочий. Это позволяет выработать общую внешнюю политику, политику безопасности. ЕС имеет представительства в международных организациях, в том числе, в ВТО, в G20, в G7, в ООН.
Управляющими наднациональными органами ЕС являются:
- Европейский совет.
- Европейская комиссия.
- Совет.
- Европейский парламент.
- Суд.
- Различные лоббистские организации.
У ЕС есть собственный бюджет. Он формируется за счет отчислений стран-членов. Его дополняют таможенные пошлины на импорт товаров, отчисления от НДС, который собирают страны и другие поступления.
Расходы ЕС идут на субсидии сельскому хозяйству, региональную и социальную политику. Коррупция в ЕС ежегодно обходится бюджету примерно в 120 миллиардов евро. Считается, что ее искоренение - одно из приоритетных направлений внутренней политики ЕС на сегодняшний день.
Европейский союз как субъект международного права
Споры о международной правосубъектности ЕС ведутся с самого начала его образования. Изначально ЕС базировался на трех принципах, среди них:
- Общая внешняя политика.
- Общая безопасность
- Региональная интеграция.
Чтобы осуществлять внешнюю политику эффективно, ЕС было необходимо получить право на заключение международных договоров, но появились мнения о том, что правосубъектность может нанести урон правосубъектности отдельных государств, хотя данный шаг, должен был дать возможность ЕС стать полноправным участником международных отношений.
Тем не менее, ЕС все-таки стал активным участником мировых отношений. Он стал принимать участие и в международных организациях, таких как ООН. Сегодня сотрудничество между ЕС и ООН осуществляется в разных направлениях, начиная с охраны окружающей среды и заканчивая решением проблем здравоохранения.
При этом в международных отношениях сложилась такая практика, где ЕС наделяется правосубъектностью со стороны государств, но с определенными «оговорками».
Лиссабонский договор закрепил за государствами ЕС право на подчинение Союзу в сфере международных отношений. То есть наднациональные организации Союза установили контроль над участием каждого государства в международных отношениях, а также странам-участницам Союза стало необходимо согласовывать свою внешнюю политику с ЕС.
Таким образом, правосубъектность ЕС определяется объемом полномочий, которые ему дают государства-члены.
Исключения из правосубъектности ЕС
Единство международной правосубъектности ЕС имеет два исключения:
- Сохранение Евратома, как самостоятельной организации интеграционного характера. При этом в нее входят те же государства, управление осуществляется теми же органами, что и управление других институциональных единиц. Евратом является отдельной организацией, поэтому здесь возникает более сложная цепочка реализации договорных отношений с другими странами. При подписании участвуют Европейская комиссия, причем предварительно она должна получить одобрение Совета ЕС.
- Наличие подразделений, наделенных статусом юридического лица. Среди них Европейский ЦБ, Европол, Европейское оборонное агентство. Статус позволяет им действовать самостоятельно и заключать соглашения международного характера. Здесь так же предусмотрено согласие руководящих органов ЕС.
То есть правосубъектность ЕС рассматривается, как возможность подписывать соглашения, которые заключаются от лица ЕС, соглашения от имени Евратома и соглашения отдельных институтов, имеющих статус юридического лица. Особенность данных соглашений заключается в том, что все равно требуется соглашение руководящих органов ЕС, таких как Совет ЕС. Если соглашение может повлиять на функционирование ЕС в целом, тогда одобрение необходимо получить и от Европейского парламента.
Таким образом, правосубъектность ЕС имеет очень широкий спектр полномочий, который превышает объем прав других международных организаций. Именно поэтому его и не причисляют к последним. Это связано с тем, что любые международные соглашения влияют на только на ЕС, как на субъекта международных отношений, но и на каждую страну-члена. Нормами прямого действия в ЕС являются положения международного соглашения Союза, то есть при разрешении любых конфликтных ситуаций, суд будет ссылаться именно на эти положения. Эти нормы наделяют обязанностями и правам всех субъектов, вне зависимости от того, в какой стране-члене ЕС они находятся.
Лиссабонский договор также повлиял на состояние судебной практики Суда ЕС. В практику были включены определенные положения для учредительных документов. То есть договор определил требования к ведению внешнеполитической деятельности ЕС и всеми субъектами, наделенными самостоятельностью в данном вопросе. Положения Лиссабонского документа говорят о том, что Союз может заключать соглашения не только с другими странами, но и с международными организациями, в том случае, если это несет положительные изменения для системы отношений в целом и не вредит безопасности и стабильности ЕС.