Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Европейская интеграция: проблемы и перспективы в XXI веке

История европейской интеграции

Европейский интеграционный проект начал осуществляться в послевоенный период. Его инициация была связана с решением ряда как экономических, так и политических задач. С одной стороны, экономика европейских держав находилась в плачевном состоянии, ее рост и восстановление требовали организации совместных усилий, с другой перед странами стояла задача преодоления разделения Европы на победителей и побежденных. Подобное разделение, как показала практика мироустройства после окончания Первой мировой войны, могло привести лишь к росту напряжения и противоречий между европейскими державами, возрождению националистических и реваншистских настроений. Страны Европы и США напротив, стремились как можно более тесно связать ФРГ с другими государствами и сделать невозможным повторение «гитлеровского» сценария.

На протяжении длительного периода времени интеграция осуществлялась в экономической сфере:

  • в 1951 году было создано ЕОУС (Европейское объединение стали и угля);
  • в 1957 году подписаны Римские договора о создание ЕЭС (Общий рынок) и Евроатома;
  • в 1978 году была создана ЕВС (Европейская валютная система);
  • в 1987 году вступил в силу ЕЕА (Единый Европейский АКТ) фиксировавший цель создания единого экономического пространства.

Наконец, успехи развития экономической интеграции европейских стран, привели к необходимости социально-политического объединения, без которого дальнейшее экономическое развитие объединения представлялось затруднительным. В 1991 году был представлен Маастрихтский договор о Европейском союзе, предполагавший значительную степень усиления наднациональных структур ЕС и передачи им широких полномочий. Хотя, в конечном итоге договор был одобрен и ратифицирован, ряд наиболее значимых его положений оказались вычеркнуты.

Замечание 1

Согласно договору с 1999 года страны объединились в Экономический и Валютный Союз, в рамках которого с 2002 года их национальные валюты были заменены единой – евро, что открывало возможности для беспрецедентной экономической интеграции стран.

«Европейская интеграция: проблемы и перспективы в XXI веке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Европейская интеграция осуществлялась не только в интенсивном, но и экспансивном направлении. Если в ЕОУС вошли всего 6 государства – страны Бенилюкса, Франция, ФРГ и Италия, то к 1999 году ЕС включает в себя 14 стран, в 2004 году ЕС переживает самое масштабное расширение на восток, принимая в свои ряды сразу 10 стран (8 бывших стран соц. лагеря, а также Кипр и Мальту), в 2007 году его ряды пополняют Болгария и Румыния, а в 2013 году Хорватия, и на сегодняшний день в ЕС входят 27 стран (после выхода Великобритании 31 января 2020 года).

Проблемы европейской интеграции

Несмотря на значительные успехи строительства общеевропейского дома, как в области экономического развития, так и территориального расширения, начиная с 2008 года ЕС регулярно сталкивается с кризисами, каждый из которых ставит под вопрос легитимность самой идеи европейского объединения. И хотя перспективы действительного распада Евросоюза минимальны – подобный ход принесет лишь убытки входящим в ЕС государствам, в основе кризисных процессов лежат объективно существующие противоречия и проблемы европейской интеграции:

  • проблема суверенитета и политического лидерства;
  • проблема солидарности и социально-экономических диспропорций;
  • проблема общеевропейской безопасности.

Наиболее глубокой и фундаментальной является проблема суверенитета стран ЕС и политического лидерства внутри объединения. Формально все страны ЕС жертвуют часть собственного суверенитета в пользу наднациональных органов, прежде всего Еврокомиссии. Данное положение активно эксплуатируется как вне, так и внутри Евросоюза. Оно позволяет национальным правительствам стран ЕС «сваливать» ответственность за непопулярные меры и решения на Брюссель, а также ссылаться на него при внешнеполитических переговорах. В тоже время действительные возможности Еврокомиссии и наднациональных органов по воздействию на суверенитет стран членов-ЕС сильно ограничены. Механизм принятия решений в Европе основан на поиске компромиссного варианта, учитывающего интересы и условия многочисленных стран-участников ЕС, которые в переговорном процессе ориентируются чаще не на общесоюзные, но национальные интересы. Более того, отдельные страны могут вовсе игнорировать решения и договоренности ЕС, что прекрасно демонстрировала в период своего нахождения в союзе Великобритания.

Таким образом Еврокомиссия, несмотря на свои претензии, не является центром политической силы в ЕС. Договорной характер отношений затрудняет принятие важных решений особенно в кризисные периоды, и если до 2004 года, такой формат оставался достаточно эффективным, то после масштабного расширения ЕС, он значительно пострадал.

Расширение и включение новых стран, привели к тому, что в рамках ЕС возникли серьезные социально-экономические диспропорции между тремя группами стран – центром, полупериферией и периферией в которую вошли страны Центральной и Восточной Европы. Если после присоединения существовала перспектива выравнивания данных стран в экономических показателях с более «старыми» членами ЕС, то после кризиса 2008 года, они начали превращаться в дотационные регионы, экономически-активное население которых перетекает в более благоприятные страны, пользуясь свободой перемещения внутри ЕС. Неоправданность ожиданий и стремление центральных стран навязывать собственные решения всем участникам ЕС, негативно сказывается на солидарности внутри союза, что ярко проявилось как в период активной иммиграции, когда страны периферии отказались размещать беженцев на своей территории, или в период пандемии коронавируса, когда Италия и Испания, оказались фактически без поддержки со стороны стран по ЕС.

Отсутствие солидарности сказывается и на возможностях организации в обеспечении общеевропейской безопасности. Пандемия коронавируса выявила необходимость создания общеевропейской системы здравоохранения, что в свою очередь предполагает передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень. Не менее острой является проблема взаимодействия внутренних органов стран ЕС, которые в условиях свободного перемещения граждан внутри союза, оказались неспособны эффективно противостоять террористической угрозе в 2016-17 годах. Вместе с тем, проекты по интеграции вооруженных сил или силовых ведомств ЕС саботируются странами периферии – прежде всего Прибалтики и Польшей, которые настаивают на углублении зависимости ЕС от НАТО, а в конечном итоге от США.

Перспективы европейской интеграции

Типичным ответом на кризисные события для европейского сообщества является ресуверенизация, т.е. снижение уровня интеграции, осуществление протекционистской политики в рамках ЕС, возрождение внутренних границ и усиление национального контроля над своей территорией, ограждение от проблем соседей по европейскому дому. Вместе с тем усиление данной политики не только негативно сказывается на ходе европейской интеграции, но и ставит под сомнение саму легитимность идеи общеевропейского объединения.

Однако ЕС удается найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций и сохранить свою целостность. Наиболее вероятным ответом на новые вызовы станут попытки реформирования ЕС в направлении его федерализации, усиления наднациональных институтов, передачи в их компетенцию более широкого круга вопросов, что позволило бы вывести процесс решения существующих проблем на новый уровень.

Дата написания статьи: 02.09.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot