Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эволюция роли Европейского союза в международных отношениях

Позиции ЕС в международных отношениях

Замечание 1

Европейский союз был образован после подписания и ратификации Маастрихтского договора в 1993 году, подытожившего несколько десятилетий евроинтеграции, начавшейся с образования Европейского объединения угля и стали (ЕУОС) после Второй мировой войны.

Образование ЕС интенсифицировало процесс не только экономической, но и внешнеполитической интеграции стран Европы, формирования ЕС как субъекта международных отношений, представлявшего позицию всех европейских государств.

Уникальное положение ЕС, которое не является ни федерацией, ни международной организацией породило существенную специфику его участия в мировой политики, которая имеет свои как слабые, так и сильные стороны.

Так процесс принятия решений на уровне ЕС является достаточно обременительным в сравнении с национальными государствами, так как требует нахождения консенсуса всех стран-членов ЕС, которые обладают различными, часто противоречивыми национальными интересами. Если в начале своего пути ЕС был достаточно однородным объединением, включавших страны с близким уровнем социально-экономического развития, общностью исторического пути и ментальности, то после масштабного расширения на восток, Евросоюз не только получил значительные территории, рынки сбыта и людские ресурсы, но также множество новых членов, отличных от представителей «старой» Европы, со своими особенностями и взглядами на политику Союза. Так наиболее типичным примером конфликтов является стремление стран-основателей (Франция, Германия, Италия) проводить достаточно независимую политику и укреплять влияние ЕС на международной арене, в то время как страны «новой Европы» занимают проамериканскую политику и вставляют палки в колеса инициативам дальнейшей интеграции ЕС.

«Эволюция роли Европейского союза в международных отношениях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Неустойчивость и непредсказуемость внешней политики ЕС является следствием накладывания национальной и общесоюзной политики друг на друга. Хотя наднациональные органы ЕС (прежде всего Еврокомиссия) и имеют возможность вмешиваться в суверенные права государств-членов ЕС, в действительности их возможности серьезно ограничены и редко идут в разрез с интересами большинства стран Союза. С другой стороны, сами страны ЕС пользуются возможностью «скинуть ответственность» за неудобные решения на наднациональные органы ЕС, что касается не только внутренней, но и внешней политики. Как итог, предсказать результаты и ход переговоров с ЕС является сложной задачей, поскольку национальные и наднациональные интересы его членов переплетаются причудливым образом и невозможно сказать какие из них преобладают. Позиция отдельных стран может существенно отличаться от позиции ЕС в целом, а взаимные ссылки позволяют затягивать дипломатический процесс до бесконечности.

Для ЕС также характерен дисбаланс жесткой и мягкой силы. В то время как ЕС обладает колоссальным авторитетом в области международного права, защиты прав и свобод человека, продвижении и поддержки европейских норм права как международного стандарта, а также высокой культурно-экономической привлекательностью для других стран, Евросоюз практически лишен жесткой силы. По отдельности многие страны ЕС (Франция, Германия, Италия) обладают современными и достаточно квалифицированными армиями, однако не существует механизмов которые позволили бы задействовать их не как национальные, но как общеевропейские силы. Благодаря тяжелым реформам 2000-х годов ЕС удалось создать незначительный мобильный отряд, который используется в миротворческих миссиях, однако его возможности невелики. Проецирование силы ЕС возможно за счет использование структур НАТО, однако подобный вариант усиливает зависимость Европы от США.

Направления внешнеполитической деятельности ЕС

В осуществлении внешней политики ЕС руководствуется рядом приоритетных направлений:

  • глобализация и либерализация;
  • помощь в развитии третьим странам;
  • проблемы международной безопасности;
  • защита прав и свобод человека, а также соблюдение норм международного права;
  • охрана окружающей среды;
  • развитие отношений с глобальными партнерами.

Европейские державы на всем протяжении евроинтеграции, и ЕС выступают сторонниками процессов глобализации и экономической либерализации, свободы движения капиталов, товаров, услуг и инноваций. ЕС являясь одной из ведущих экономик мира, производящей товары с высокой добавочной стоимостью, получает выгоды открывая свободный доступ на рынки развивающихся стран и региональных объединений, а также экспортируя лицензии на собственные технологии и ноу-хау. При этом ЕС не стесняется при необходимости использовать протекционистские меры для защиты собственных рынков и производителей.

ЕС является одним из ведущих инвесторов в области развития третьих стран, как политического, так и экономического. Данные принципы заложены как во внутренней политики ЕС выравнивания и благосостояния, так и во внешней, политике добрососедства. ЕС выделяет средства для развития демократии и экономике в странах Северной Африки, Восточной Европы, а также в других регионах мира. Оценить результаты подобной политики однозначно достаточно сложно. Так арабская весна 2011 года, прокатившаяся по странам Северной Африки с демократическими лозунгами на практике отнюдь не способствовала росту демократии и улучшению соблюдения прав человека, дестабилизировав обстановку в одних странах и приведя к власти исламистские группировки в других, а также вызвав поток беженцев в Европу, который привел в конечном итоге к кризисным явлениям в самом ЕС.

Проблемы международной безопасности являются важным направлением внешней политики ЕС, на котором Евросоюз действует в первую очередь мягкой силой, через расширение и укрепление договоренностей по нераспространению оружия массового поражения, институт международных наблюдателей за выборами, прямую дипломатическую и советническую помощью третьим странам.

ЕС является международным авторитетом в области интерпретации норм международного права, а также защиты прав и свобод человека. С помощью Международного суда и Европейского суда по правам человека ЕС стремится корректировать внутреннюю политику тех стран, в которых данные права соблюдаются по их мнению в недостаточной степени. В данном поле ЕС вступает в противоречия со многими странами, в том числе США, которые имеют свой альтернативный взгляд на данные проблемы.

Перспективы усиления роли ЕС в международной политике

На сегодняшний момент пути дальнейшего развития ЕС остаются неопределенными, а основные альтернативы изложены в «Белой книге» представленной еще в 2016 году, после объявления Брексита. Данные альтернативы можно свести к трем основным сценариям:

  • ослабление ЕС;
  • усиление и интеграция ЕС;
  • политика «малых дел».

Сценарий ослабления ЕС предполагает снижение степени интеграции, ее замыкание на исключительно экономических аспектах взаимодействия стран. Реализация данного сценария фактически уберет ЕС как субъект с международной арены, оставив на ней лишь отдельные страны-члены объединения.

Сценарий усиления связан с дальнейшим усилением интеграции и федерализации ЕС, созданием собственных внешнеполитических и силовых ведомств, усилением роли ЕС как международного представительства и наоборот снижением роли отдельных стран-членов на международной арене.

Политика «малых дел» представляет собой продолжение текущего курса ЕС со всеми его особенностями, преимуществами и недостатками. Однако каждый новый кризис с которым сталкивается ЕС все острее высвечивает ее недостатки и все настойчивее подталкивает ЕС к крупным реформам.

Дата написания статьи: 16.10.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot