Понятие и сущность этно-конфессиональных конфликтов на Востоке
Этно-конфессиональный конфликт – это особая форма этнического конфликта, в котором этнические различия усугубляются религиозными.
Иначе этно-конфессиональные конфликты принято называть этно-религиозными. Их наиболее ярко выраженные формы сегодня протекают в тех регионах мира, которые населены народами, сложившимися в разных цивилизациях. К таким регионам относится и Восток. К числу наиболее ярко выраженных примеров подобного рода конфликтов на Востоке можно отнести Арабо-израильский конфликт или конфликты в Белуджистане.
Стоит отметить, что происходящие на Востоке этнические и конфессиональные конфликты зачастую не совпадают друг с другом, поэтому их нередко рассматривают по отдельности. В большинстве случаев этнический фактор на Востоке играет ощутимо большую роль. При этом религиозные противоречия в целом остаются более значимыми.
Этно-конфессиональные конфликты в современных доктринах национальной безопасности многих государств, а также в стратегических концепциях различных экономических и военно-политических организаций считаются одной из основополагающих угроз безопасности. В большинстве своем для них характерны следующие особенности:
- «взрывной» и ожесточенный характер их возникновения;
- сочетание геополитического (национально-территориального) и цивилизационного факторов;
- «горизонтальная эскалация» и интернационализация конфликтов;
- профессионализация и высокая степень организации действий участников конфликтов;
- деиндивидуализация взаимного восприятия участников конфликта;
- практическая невозможность четкого определения агрессора и его жертвы;
- фактическая недостижимость мирного исхода конфликта.
Эти особенности и черты характерны практически для всех этно-религиозных конфликтов, включая те, что протекают на Востоке.
Причины и истоки этно-конфессиональных конфликтов на Востоке
Сегодня именно на Востоке происходит множество межконфессиональных и этнополитических конфликтов, многие из которых чреваты глобальными последствиями. Причин высокого уровня конфликтности в регионе немало. Одной из них эксперты считают тот факт, что подавляющая часть Востока лишь относительно недавно (приблизительно в 1940-1960-х гг.) смогла освободиться от колониально и/или полуколониальной зависимости, встав на путь собственного развития. Часть стран на этом пути «заблудились». Кроме того, во внимание следует также принимать общий конфликтогенный потенциал политических границ, проложенных в ходе деколонизации или, например, как вариант, в результате национально-государственного размежевания в советской Средней Азии.
Истоки конфликтных ситуаций в этнической и конфессиональной среде могут крыться и в манифестации и манипулировании этническими, конфессиональными и национальными идентичностями, связанными с территориальными (пространственными) параметрами. В полной мере это относится, например, и к палестино-израильскому конфликту.
Основные факторы развития этнических и конфессиональных конфликтов на Востоке, выделяемые экспертами, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые факторы развития этно-конфессиональных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Многие эксперты «вину» возлагают на европейских колонизаторов, политика которых способствовала резкому росту напряженности. В попытках укрепить свое положение в регионе они проводили традиционный курс «разделяй и властвуй», предоставляя привилегии то одним этно-конфессиональным группам, то другим, таким образом, противопоставляя их друг другу. Нередки были случаи, когда меньшинства занимали более привилегированное положение в экономике и государственном аппарате, что, зачастую вызывало недовольство населения.
На сегодняшний день основными тенденциями для Востока являются:
- усиление конфессиональной составляющей в этнонациональном противостоянии;
- высокая степень религиозного напряжения внутри исламского мира.
Этно-национальные конфликты на Востоке активно растут и множатся; некоторые из них имеют тенденцию к периодическому перерастанию в вооруженные столкновения. Распространяясь в рамках региона, конфликтный потенциал вместе с мигрантами выходит за его пределы, актуализируя, в том числе и вопросы диаспор.
В настоящее время перспектив политического разрешения основных этно-конфессиональных конфликтов на Востоке не наблюдается.
Примеры этно-конфессиональных конфликтов на Востоке
Примером этно-конфессионального конфликта на Востоке можно считать религиозный ревайвализм, тесно связанный с ростом экстремизма и радикализма, который наблюдается в буддистском ареале. Несмотря на то, что буддизм считается одной из наиболее мирных и миролюбивых религий, в Южной Азии буддистская сангха (единое общество монахов) становится воинствующей при столкновении с представителями других религий.
Куда более активно свои религиозные принципы отстаивают мусульманские страны Востока. Особую роль религия играет в Пакистане, всячески пытающемся сохранить национальную индивидуальность перед лицом Индии.
В регионе также имеется этническая напряженность. Наиболее отчетливо она проявляется в Китае, где крайне остро стоит проблема этнических меньшинств, на долю чьих национальных районов приходится более60% территории свей страны.
Неоднозначно складывается ситуация на Ближнем и Среднем востоке. Одну из основных угроз глобальной безопасности в регионе представляет религиозный ревайлизм. В то же время на уровне национальных государств все же превалируют:
- этнические конфликты пуштунов с таджиками, узбеков и туркменов в Афганистане;
- берберский вопрос в Магрибе;
- начинающаяся проблема конфронтации арабов с приезжими из Филиппин, Пакистана, Индии в нефтедобывающих странах.
Примечательно, что наиболее острые формы противостояния характерны для тех государств, которые ранее входили в Османскую империю, характеризующуюся практически полным отсутствием национальной дискриминации и стремления к стиранию этнических различий.