Экономические санкции
Экономические санкции – это запретительные мероприятия, которые проводятся одной или несколькими странами против другой страны для того, чтобы принудить ее изменить политический курс.
Санкции являются средством воздействия, чтобы избежать военных действий. Обычно они вводятся крупными странами, имеющими геополитический вес и возможность влиять на другое государство. В некоторых случая санкции могут быть связаны с региональными событиями. Когда одна страна выставляет требования к другой стране для разрешения конфликтной ситуации. Но чаще всего это делают крупные державы.
Эксперты выделяют следующие причины наложения санкций:
- Демонстрация решимости перехода к активным действиям против страны-нарушителя.
- Предотвращение полного разрыва отношений.
- Достижение внутриполитических целей.
В некоторых странах президенту приходится вводить санкции, чтобы подтвердить свою силу и положение на занимаемой должности.
Экономические санкции позволяют изменить политику страны, против которой они направлены. Причинами могут быть нарушения прав человека, религиозных свобод и так далее. Также санкции вводятся для того, чтобы изменить режим в стране. В период «холодной войны» санкции применялись для того, чтобы заставить народ отдельных стран выступить против действующего правительства.
Санкции позволяют достичь завершения военных действий, разрушения военной мощи страны и ее способности обороняться. С их помощью можно изменить другие важные аспекты политики. Таким образом, экономические санкции являются инструментом влияния на другое государство с помощью мирных инструментов, хотя могут рассматриваться как средство давления.
Эффективность и типы экономических санкций
Эффективность экономических санкций является предметом споров еще с момента окончания Первой мировой войны. В некоторых случаях они могут оказаться не действенными и не принести ожидаемого результата. Это происходит тогда, когда цели и средства не соразмерны друг другу. Если цели санкций слишком амбициозные, то может не хватить поддержки со стороны других государств. Страна, которая подверглась санкциям, может мобилизоваться. Население обычно сплачивается и начинает поддерживать государство в преодолении кризиса. У санкционированной страны, если она занимает важное положение, могут появиться внешние источники финансирования и поддержки, что только усложнит процесс решения вопроса.
Некоторые внутренние силы страны, которая накладывает санкции, могут выступить категорически против них. Они могут подрывать работу санкций, либо лоббировать противоположные интересы во власти, что приведет к спутанности или к отсутствию ожидаемого эффекта.
Исследование 204 случаев экономических санкций показало, что наиболее действенными они оказались при умеренном изменении политического курса. Они эффективны тогда, когда направлены против относительно дружественных стран, либо нейтральных. Во всех других случаях страна, против которой выдвигаются санкции, не выполняет требований.
Экономические санкции могут быть торговыми, финансовыми, имущественными. Торговые затрагивают сферу экспорта и импорта. Они приводят к запрету на поставку определенных товаров или услуг. Финансовые санкции применяются достаточно редко, однако они более разрушительны.
Имущественные санкции заключаются в замораживании имущества санкционируемых стран. Исторически они применялись в случаях войн или международных конфликтов.
Экономические санкции как инструмент внешней политики США
Санкции остаются одним из самых действенных инструментов влияния на экономику страны. Это невоенный способ воздействия на любых оппонентов. Санкции могут быть односторонними и многосторонними. Чаще всего к ним прибегают страны, имеющие определенный вес в мировой политике. Например, США достаточно часто используют односторонние санкции. Только в период с 1993 по 1996 год страна вводила санкции 60 раз, причем они применялись против 78 государств.
Наиболее известными санкциями США в 21 веке являются санкции:
- против Сербии и Черногории в 2001 г.
- против Белоруссии в 2004 г.
- против африканских стран в 2002, 2007, 2010, 2011 гг.
- против Китая с 1958 по 2008 год и с 2013 по настоящее время.
- против России в 2014 г.
С 2017 года Конгресс США утвердил новый пакет ограничительных мер против Ирана, Китая и России. Наиболее частыми основаниями для введения санкций американской стороной являются противоправная политика, борьба с терроризмом, национализация собственности, нарушение трудовых законодательств и другое.
В некоторых случаях США удалось достигнуть определенных результатов. В период с 2001 по 2004 год в Сьерра-Леоне произошел переворот из-за введенных со стороны США санкций. Результатом стала смена действующего режима. Нарушение прав человека в Зимбабве привело к тому, что санкции стали стимулом для правительства к укреплению режима и усилению внутренней пропаганды.
Санкции США против Сирии основывались на обвинении правительства в поддержке террористических организаций, началом гражданской войны. Политический курс в стране не был изменен, но в результате санкций было проведено разоружение сирийской армии.
Конфликт на Украине привел к санкциям против России. Причинами также были названы – аннексия Крыма, нарушение минских соглашений, газовые поставки, как элемент политического влияния, вмешательство в выборы США. Результат санкций не был достигнут, американская сторона надеялась на смену политического режима в стране. А вот санкции против Украины привели к тому, что политический режим в стране изменился.
Становится очевидным тот факт, что в 21 веке санкции остаются одним из самых действенных инструментов влияния. Американская практика показывает, что зачастую их одностороннее ограничение совпадает с международным политическим курсом. Односторонние санкции дают более гибкий инструмент воздействия, когда страны сами определяют направление влияния. В 2017 году Конгресс США принял санкции против тех стран, которые на сегодняшний день рассматриваются как опасные. Сюда относят Иран, Россию, Индию и Китай. Закон так и называется «О противодействии противникам США посредством санкций».