Сущность и история движения неприкасаемых в Индии
Неприкасаемые – это общее наименование ряда каст в Индии, которые занимают наиболее низкое место в кастовой иерархии страны.
По некоторым оценкам неприкасаемые составляют порядка 16-17% от общего числа жителей Индии, а это – порядка 200 миллионов человек.
Чтобы понять, кто такие неприкасаемые, следует рассмотреть кастовую систему Индии более подробно. Индийское общество имеет четкое разграничение по сословиям. Всего их четыре (рисунок 1). Правильно их называть варнами.
Рисунок 1. Касты в Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными варнами в Индии считаются:
- брахманы;
- кштарии;
- вайшьи;
- шудры.
В рамках четырех вышеназванных варн можно выделить тысячи сословий (каст). В большинстве случаев они определяются профессией человека. Однако, в индийском обществе есть особая группа каст – неприкасаемые. Их представители не относятся ни к одной варне. Как правило, такие люди занимают самое низкое социальное положение и на протяжении многих столетий испытывают на себе жестокие притеснения и издевательства. Считается, что они способны осквернять членов более высоких каст, в особенности брахманов.
Неприкасаемые подразделяются на группы в зависимости от традиционных видов деятельности их представителей, а также от местности их проживания. Наибольшее распространение в Индии получили две основные категории неприкасаемых:
- дхоби (прачки);
- чамары (кожевники).
Откуда точно взялась каста неприкасаемых, сказать нельзя. По одной из наиболее распространенных версий неприкасаемые являются потомками племен, которые населяли Индию до вторжения на ее территорию арийских народов. Арийское общество, поделенное на 4 варны, не сумев найти места для представителей захваченных племен, поместило их в самый низ социальной лестницы (даже ниже слуг).
Согласно другой версии каста неприкасаемых сформировалась в результате заключения неравных браков между представителями различных варн. Так, например, ребенок мужчины-шудры и женщины из варны брахманов изгонялся из общества, становясь неприкасаемым.
Так или иначе, неприкасаемые считаются наиболее бесправными и угнетаемыми членами индийского общества. Им поручается наиболее неприятная и грязная работа, будь то стирка, чистка отхожих мест, уборка мусора, плетение циновок, убой скота или кожевенное дело. Также нужно отметить, что заключать браки неприкасаемые могут лишь между собой (заключение браков с представителями других сословий под запретом), а потому их статус передается по наследству. Родившись в семье неприкасаемых, ребенок автоматически становится неприкасаемым, не имея шансов изменить свою судьбу.
Неприкасаемые социально незащищены. Представители данной касты регулярно подвергаются насилию, нападениям, убийствам. Их дома сжигаются, им запрещено пользоваться водой из общих колодцев и т. п. Представители касты неприкасаемых характеризуются наиболее низким уровнем образования в стране, а их жизнь менее ценна в сравнении с представителями других варн. Им очень сложно и практически невозможно получить более выгодную, высокооплачиваемую и интересную профессию. Их удел – это грязна работа и тяжелый низкооплачиваемый труд. Большая часть неприкасаемых трудится кожевниками и прачками.
Движение неприкасаемых продолжает вести борьбу за свои права. Однако, вполне очевидно, что система, сложившаяся в Индии за много лет, еще не скоро будет уничтожена. До тех же пор неприкасаемые вынуждены будут терпеть издевательства и презрение со стороны других членов общества.
Неприкасаемые в Индии всегда считались нечистыми, а потому им запрещались любые контакты с представителями других каст. Более того, им даже запрещалось жить среди других – как правило их селили отдельно, на окраинах деревень и городов. Вход в индуистские храмы и святилища для них также был под запретом. В виду этого неприкасаемые нередко создавали собственные культы и богов.
Борьба за права неприкасаемых
Движение неприкасаемых считается феноменом, который нельзя встретить ни в одной другой стране мира. Зародившись в глубокой древности, проблема кастового разделения индийского общества существует и по сей день, а далиты испытывают на себе все тяготы сегрегационного давления. Их принижают, притесняют, унижают, оскорбляют. Им закрыт путь в хорошую жизнь. Их удел – тяжелый и низкооплачиваемый труд, бедность и нищета.
На протяжении долгих столетий неприкасаемые не сопротивлялись насажденной захватчиками традиции деления на касты. Подобное положение вещей в Индии сохранялось на протяжении тысячелетий. Однако ХХ век стал переломным – неприкасаемые начали вести борьбу за свои права и предприняли попытки разрушить сложившийся веками стереотип. Неоценимый вклад в нее внес всемирно известный общественный и политический деятель Махатма Ганди. Несмотря на то, что сам он принадлежал к варне вайшьев, он вел активную борьбу с кастовым неравенством и отстаивал права угнетенных слоев общества. Выступал Ганди за постепенные изменения. Суть его выступлений сводилась преимущественно к тому, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме кастового неравенства в Индии.
За права неприкасаемых боролись и другие общественно-политические деятели, такие, например, как Бхимрао Рамджи Амбедкар. Примечательно, что сам он принадлежал к касте неприкасаемых или как он их называл – далитов (угнетенных), но все же одним из первых ее представителей смог получить образование. В отличие от Ганди, настроен он был более радикально. Он выступал за уничтожение кастовой системы как таковой и полное уравнивание неприкасаемых в правах с представителями других каст. Ему удалось добиться того, чтобы далиты получили квоты на все виды профессиональной деятельности. Таким образом, была произведена попытка их интеграции в современное индийское общество.
Борьба с кастовым неравенством в Индии возымела свои плоды. Сегодня любое преследование по кастовому признаку в Индии на законодательном уровне считается преступным. На практике все выглядит несколько печальнее.