Основы миротворческой деятельности региональных международных организаций
Миротворческая деятельность – это коллективные действия стран и международных организаций, имеющие политический, военный, экономический или иной характер, реализуемые после возникновения вооруженных конфликтов и направленные на их прекращение преимущественно мирными способами.
Миротворческая деятельность, в том числе на региональном уровне, проводится согласно принципам и нормам международного права и способствует устранению военных угроз, установлением мира и безопасности. Миротворческая деятельность региональных международных организаций может включать в себя:
- посредническую деятельность;
- переговоры;
- действия по примирению конфликтующих сторон;
- дипломатическую изоляцию;
- санкции.
В случае необходимости речь может идти об оказании гуманитарной помощи. В общем виде возможная структура миротворческих операций представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Допустимые составляющие миротворческой деятельности в регионе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На региональном уровне миротворческая деятельность реализуется силами региональных международных организаций. В качестве примеров международных региональных организаций, в то или иной мере осуществляющих миротворческую деятельность, можно привести:
- НАТО;
- Европейский Союз;
- ОДКБ;
- СНГ и др.
Принимая участие в миротворческой деятельности, каждая из выше указанных организаций может преследовать свои цели. Основной из них, однако, всегда уступает поддержание мира и стабильности в регионе. В рамках реализации миротворческой деятельности международные региональные организации могут принимать решения о проведении миротворческих операций, направленных на прекращение вооруженного конфликта и/или создание условий для его политического разрешения.
В целом миротворческая деятельность региональных международных организаций позволяет в допустимых пределах сдерживать конфликты. На сегодняшний день она может считаться лучшей альтернативой.
Роль региональных международных организаций в сфере миротворчества
Опыт последних лет свидетельствует о том, что добиться более значимых результатов по развитию политических и ориентированных на безопасность механизмов удалось таким регионам, как Африка и Европа. Они непосредственно демонстрируют свою заинтересованность в решении проблем не на универсальном, а на региональном уровне. Однако, их возможности в решении проблем существенно различаются. В большинстве своем региональные и субрегиональные организации все еще находятся на начальной стадии развития своих политических компетенций, функций и органов.
У региональной деятельности есть немал преимуществ. В большинстве случаев в основе готовности государства, являющегося членом международной организации, к участию в миротворческих операциях лежат его национальные интересы. В виду этого вопросам региональной и субрегиональной стабильности в современном мире придается куда более важное значение, нежели, например, участию в восстановлении мира и стабильности в тех частях планеты, которые находятся на удалении от того или иного региона. Кроме того, национальным правительствам куда проще обосновать перед общественностью и народными избранниками расходы на операции, проводимые в непосредственной близости от территориальных границ государства, нежели на миротворческие операции, осуществляемые на совершенно другом континенте.
Еще одним аргументом в пользу проведения миротворческих операций под эгидой региональных международных организаций можно считать знание региональной культуры и внутрирегиональных отношений. Члены региональных международных организаций, как правило, гораздо лучше, нежели внешние акторы, знакомы с проблемами региона, его историческими связями, культурой и социальными особенностями. Сотрудники региональных миротворческих организаций зачастую отличаются схожими стандартами оснащения и подготовки, а также имеют аналогичный настрой и мотивацию.
Некоторые специалисты также считают, что на региональном уровне политические решения принимаются быстрее, а сам процесс их принятия в меньшей степени подвержен проволочкам и задержкам, нежели централизованное решение проблем в рамках ООН.
В то же время миротворческая деятельность региональных международных организаций имеет под собой определенные недостатки. Так, например, некоторые государства одного региона могут быть слишком заинтересованы в разрешении региональных проблем. При этом у каждого из них будет свое видение той или иной проблемы и свой план действий по ее решению. Наличие противоречивых интересов и взаимное недоверия способны нарушить хрупкие границы мирного процесса. В некоторых случаях политическая целесообразность и выгода способны подвигнуть региональных лидеров или организации к реализации действий принудительного характера без явного на то разрешения со стороны Совбеза ООН. В то же время определенную проблему может составить отсутствие политической воли со стороны важных членов региональной организации или соглашения, что само по себе может поставить под угрозу реализацию миротворческих операций в регионе. Наконец, программы работы региональных международных организаций могут расходиться с глобальными задачами ООН. Региональные международные организации могут испытывать на себе чрезмерно сильное влияние со стороны крупных региональных игроков. Кроме того, считается, то чрезмерное влияние внешних по отношению к региону сил может быть осуществлено в интересах акторов, действия которых далеко не всегда могут соответствовать интересам региона или международного сообщества.
С практической точки зрения в виду отсутствия единого военного потенциала и ресурсов в регионе может наступить провал в сфере миротворчества, а действия, предпринимаемые государствами без надлежащей на то подготовки, могут задерживаться и затягиваться. Кроме того, как показывает практика, в большинстве случаев комплексные миротворческие операции, проводимые на региональном уровне, требуют более широкой поддержки извне.