История и структура ФБР
ФБР представляет собой уникальную структуру, которая выполняет функции контрразведки, борьбы с терроризмом, а также политической полиции и уголовного сыска.
Столь разнообразный перечень задач, объединенных тематикой внутренней безопасности страны, сформировался за годы существования организации, под воздействием конкретных исторических условий, с которыми сталкивались США.
Предшественник ФБР – Бюро расследований было создано в 1908 году по указанию президента Т. Рузвельта. В это время Бюро занималось преимущественно уголовными и экономическими делами, координировало работу полицейских участков.
Расширение функций ФБР произошло с началом Первой мировой войны. Первоначально Бюро поставили задачу оказывать содействие армейским контрразведывательным структурам, а после взрыва большого склада боеприпасов на острове Блэк-Том в Нью-Йорке вышел «Закон о шпионаже» в 1917 году, по которому Бюро получило официальные полномочия на арест лиц, подозреваемых в диверсионной деятельности и связи с иностранными государствами.
Однако деятельность Бюро по поиску шпионов оказалась не слишком успешной – несмотря на огромные цифры арестов, выявить шпионов так и не получилось. Зато закон стал удобным инструментом для борьбы с инакомыслящими, в том числе с приверженцами коммунистической идеологии. А в 1919 году в Бюро формируется специальное подразделение – Управление общих расследований, которое специализируется на борьбе с политическим радикализмом и неблагонадежностью. Так в 1920 году в ходе одной операции Бюро было арестовано свыше 10 тысяч человек, из которых лишь 556 были действительно депортированы из страны, в то время как в отношении остальных арест был не обоснован.
В середине двадцатых годов Бюро попытались переориентировать с политического сыска на уголовные дела, в том числе запретив ему прослушивание телефонов и ограничив его деятельность рамками законов. Однако в действительности Бюро неоднократно игнорировало данные принципы.
Переименование Бюро в ФБР произошло в 1935 году, а его первым директором стал Джон Гувер. Начиная с 1939 года по распоряжению Ф. Рузвельта все государственные учреждения должны были докладывать ФБР обо всех фактах, имеющих отношение к шпионажу и саботажу. Благодаря этому Бюро стало главным органом контрразведки.
Начало Второй мировой войны также способствовало расширению полномочий и укреплению авторитета ФБР. Помимо того, что Бюро, в том числе незаконными методами, собирало информацию на всех «неблагонадежных» лиц, которые были арестованы вскоре после вступления США в ВМВ, в Бюро была создана Служба специальной разведки, которая действовала за пределами страны и препятствовала проникновению шпионов из Латинской Америки.
Антитеррористическая деятельность вошла в список задач Бюро в 1970-х годах.
Структура Бюро состоит из директора назначаемого президентом США, при этом его кандидатура должна быть одобрена Сенатом. Директор имеет одного заместителя и 14 помощников, возглавляющих управления и офисы ФБР. Бюро включает в себя 11 управлений:
- Инспекционное управление, осуществляющее внутренний надзор;
- Управление по борьбе с терроризмом, созданное только в 1999 году;
- Управление национальной безопасности, осуществляющее контрразведку;
- Управление криминальных расследований;
- Управление служб информации по уголовным преступлениям;
- Управление информационных ресурсов;
- Управление административных служб;
- Финансовое управление;
- Учебное управление.
Управление по борьбе с терроризмом включает в себя два подразделения – Национальный отдел домашней защиты, в компетенцию которого входит координация деятельности по организации защиты населения в случае возникновения различных угроз, и Национальный центр защиты инфраструктуры, который борется против хакерских атак на объекты США.
Проблема международного терроризма
Международные террористические организации возникают во второй половине двадцатого века на фоне холодной войны и непрямого противостояния двух сверхдержав. Использование террористов для атаки на важные объекты противника, а также противостояние действиям на территории третьих стран являлось эффективной стратегий. США приложили значительные усилия к возникновению многих террористических организаций, обеспечивая им финансирование, вооружение, снабжения, организуя лагеря подготовки и высылая инструкторов. Так масштабная деятельность по подготовке террористов развернулась в период Афганской войны на территории Пакистана, куда прибывали добровольцы со всего арабского мира и не только.
Однако активное вмешательство США в ближневосточный регион на рубеже веков привело к тому, что Америка сама стала целью для террористических организаций, которые были созданы ее руками. Теракт 11 сентября 2001 года стал крупнейшим в США и одним из наиболее масштабных в мире. После него борьба против международного терроризма вышла в США на новый уровень, а полномочия и задачи ФБР были значительно расширены.
Внутренний терроризм
Однако большая доля террористической активности в США приходится не на международные организации, а на внутренние теракты, т.е. совершаемые гражданами США, на основании различных идейных течений, имеющих внутреннее американское происхождение. Так крупнейших теракт США до 9/11 – это взрыв федерального здания в Оклахома-Сити был совершен американцем Т. Маквеем.
Число внутренних терактов на территории США значительно превышает число внешних. В качестве повода для них могут выступать не только политические, религиозные или расистские взгляды, но также эко-активизм, защита прав животных, поддержка или запрет абортов и т.д. При этом, несмотря на признание внутреннего терроризма в судебной практике существует установка на избегание данного термина. Большинство деяний, если они не направлены против государственных учреждений или лиц, квалифицируются либо как экстремизм, либо как действия из ненависти. Подобные формулировки позволяют использовать другой режим наказания для преступников.