Понятие, сущность и инструментальная основа цифровой дипломатии
Цифровая дипломатия - это одно из направлений публичной дипломатии, ориентированное на вовлечение широких слоев населения в дипломатическую практику.
Цифровая дипломатия является относительно молодым направлением дипломатии публичной. Впервые этот термин был официально использован в 2010 году во внешнеполитическом дискурсе США. В основе цифровой дипломатии лежит использование возможностей интернет-среды и современных информационно-коммуникационных технологий для решения различного рода дипломатических задач. Реализуется она посредством использования широкого набора различных инструментов. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые инструменты цифровой дипломатии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Веб-сайты играют роль базовой платформы для размещения информации, которую требуется донести до широкого круга читателей. Социальные сети служат целям привлечения соответствующих читателей на сайты дипломатических представительств. Блоги служат личными сайтами политических деятелей.
В современном мире на фоне рота числа интернет-пользователей и утраты интереса к традиционным средствам массовой информации влияние цифровой дипломатии на массовое сознание с каждым годом растет. В таких условиях большее влияние на зарубежную аудиторию оказывают те страны, которые первыми сумели выработать и реализовать свою успешную стратегию в сфере цифровой дипломатии.
Посредством цифровой дипломатии государственные и негосударственные акторы могут максимально быстро доносить свою позицию до многомиллионной зарубежной аудитории, неся при этом минимальные издержки, а также мгновенно получать ответную реакцию со стороны общественности и гибко реагировать на нее, изменяя, таким образом, само содержание своей дипломатической деятельности. По сути, она дает возможность оказывать опосредованное давление посредством оказания воздействия на общественное мнение.
По большому счету цифровая дипломатия создает условия для развития проектов сотрудничества. При этом в роли инструментов выступают различного рода цифровые платформы, используемые для создания и трансляции контента, а также проведение акций и реализация программ, координируемых посредством специальных инструментов краудфандинга и краудсординга в онлайн-среде.
Примером успешного развития цифровой дипломатии на Ближнем Востоке выступают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Определенный интерес также вызывает опыт реализации цифровой дипломатии Государством Кувейт. Рассмотрим их более подробно.
Особенности и специфика цифровой дипломатии Объединенных Арабских Эмиратов и государства Кувейт
Условно цифровая дипломатия ОАЭ состоит из двух составляющих:
- действия внутри государства, направленные на цифровизацию правительства ради закрепления за страной имиджа наиболее продвинутого в digital-отношении ближневосточного государства;
- «мягкая сила» ОАЭ, реализуемая в онлайн-пространстве.
Рассмотрим каждую из составляющих более подробно.
В основе первой составляющей лежит повсеместная цифровизация, включая деятельность государственных структур. Все государственные учреждения страны имеют собственные сайты, а все их услуги могут быть оказаны онлайн. В настоящее время ОАЭ стремятся к полноценному «безбумажному» правительству. Их усилия в этой сфере получили международное признание. Так, например, в 2018 году согласно данным швейцарского Международного института управленческого развития страна заняла 17 место в мире в сфере цифровой экономики.
ОАЭ активизируют свое присутствие и в международном онлайн-пространстве. Особую популярность на современном этапе набирает «дипломатия социальных сетей», эффективно обеспечивающая продвижение имиджа страны, в том числе через представителей власти. По итогам 2019 года ОАЭ в рейтинге мировых национальных брендов заняли 16 место в мире и 1 место среди арабских стран.
Одной из последних тенденций цифровой дипломатии ОАЭ является ее проведение на парадиломатическом уровне, то есть на уровне отдельно взятых государственных субъектов. Особенно в этом плане можно выделить Дубай, являющийся самым населенным эмиратом страны с наибольшим количеством иностранных жителей.
Аналогичная ситуация прослеживается и в государстве Кувейт. Основу цифровой дипломатии здесь составляет:
- электронное правительство с одной стороны;
- использование инструментов интернет-среды для трансляции линии правительства страны – с другой стороны.
Важную роль в реализации цифровой дипломатии играют социальные медиа и представительство в них официальных лиц государства. В частности, речь идет о таких инструментах, как веб-сайт, ведение страниц представителей власти в социальных сетях и блогов.
В сравнении с Объединёнными Арабскими Эмиратами в государстве Кувейт цифровая дипломатия развита на порядок ниже. Даже мечтать о таких же позициях в международных рейтингах стране не приходится. Информации о реализуемых проектах и проводимых мероприятий в сфере цифровой дипломатии в Кувейте катастрофически мало. Тем не менее, справедливо говорить о том, что страна движется по направлению улучшения действующей практики использования «мягкой силы» и цифровой дипломатии как ее составляющей.
Цифровая дипломатия Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, конечно же, не идеальна, она также имеет свои недостатки и сложности. Одной из основных ее проблем на сегодняшний день считается недостаточность транслируемого странами англоязычного контента, что существенно сужает возможности взаимодействия с аудиторией, не владеющей арабским языком. С другой же стороны это облегчает процесс взаимодействия с соотечественниками и аудиторией из соседних арабских стран. В целом же наблюдаемый недостаток англоязычного контента снижает эффективность и ограничивает возможности транслирования позиции страны не ближневосточного региона.