Правовая база и основы российско-итальянских отношений
Италия является одним из исторических партнеров России, благоприятные отношения между данными регионами поддерживаются на протяжении нескольких веков, несмотря на отдельные инциденты противостояния (участие Италии во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии). Италия была одной из первых стран признавших Российскую Федерацию, как правопреемницу СССР, в 90-е годы были заложены правовые основы для развития дальнейшего российско-итальянского сотрудничества.
Основными документами, регламентирующими росийско-итальянские отношения являются:
- Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 14 октября 1994 года;
- План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой принятый в 1998 году.
Кроме того, между странами было подписано более 30 договоров и соглашений, 26 из которых были заключены в период до 2010 года. Их дополняют секторальные соглашения в области таможенного, налогового, финансового сотрудничества, малого и среднего бизнеса. С 1999 года действует Российско-итальянский межправительственный экономический совет.
Договор о дружбе предполагает высокую регулярность дипломатических контактов между РФ и Италией на различном уровне – ежегодные визиты высших должностных лиц, не реже двух раз в год встречи на министерском и парламентском уровнях. Высокая интенсивность встреч поддерживалась до 2014 года, когда в связи с событиями на Украине и последующим введение санкций ЕС в отношении РФ, встречи на высшем уровня прекратились на два года. Однако с 2017 года интенсивный диалог между странами на всех уровнях был возобновлен.
И российские, и итальянские дипломаты и политики неоднократно называли российско-итальянские отношения «привилегированным партнерством» указывая на значительную широту сотрудничества и контактов в различных областях, схожесть целевых и ценностных интересов стран.
Политический диалог
Российско-итальянский политический диалог и его течение характеризуется пересечением национальных интересов двух стран и их взаимными ролями в реализации данных интересов. Россия рассматривает Италию как стратегического политического партнера в ЕС и средиземноморском регионе, Италия является одной из стран, с поддержкой которых РФ может обозначать и отстаивать собственные интересы в Европе.
Италия в свою очередь стремится к диверсификации собственных политических контактов и укреплении системы коллективной безопасности в Европе и на Средиземном море, которая является жизненно-важной не только для деятельности итальянского бизнеса, но и энергетической, экономической, военной безопасности страны. Италия убеждена что достижение стабильности и безопасности в регионе невозможно без участия России и в противовес России, однако в тоже время не забывает о собственных обязательствах и интересах как член НАТО и одна из стран-основательниц ЕС.
Начиная с 90-х годов Италия берет на себя роль «моста» между ЕС и Россией активно вовлекая РФ в общеевропейский диалог. Именно Италия приложила усилия к преобразованию формата G7 в G7+1 с 1994 года пригласив к участию президента РФ Б.Н. Ельцина, а позднее в G8 с участие уже В.В. Путина. Также Италия способствовала развитию диалога и отношений между РФ и ЕС, НАТО. Большое влияние на политическое сотрудничество двух стран оказывал личный характер взаимоотношений их лидеров В.В. Путина и С. Берлускони, который часто посещал Россию с неофициальными визитами, и получил в Европе прозвище «рупора Путина». Однако и после ухода Берлускони с поста, российско-итальянские отношения продолжали развиваться в позитивном ключе.
Значительный урон политическим отношениям двух стран нанесли события на Украине 2014 года и последовавшие за ними санкции в отношении РФ, к которым присоединился ЕС и Италия как одна из стран-участниц союза. Официально итальянские власти занимают консолидированную с Брюсселем позицию о непризнании результатов референдума о присоединении Крыма, а также необходимости урегулирования ситуации на Украине в соответствии с Минскими договоренностями. Неофициально Италия является одной из немногих стран, чьи политики (включая бывшего премьер-министра С. Берлускони) посетили Крым после 2014 года, бизнесмены рассматривают варианты сотрудничества и инвестиций на полуострове, а отдельные регионы (Ломбардия, Лигурия и Венето) на уровне своих парламентов признали результаты референдума и открыто призывают к отмене санкций.
Несмотря на многочисленные высказывания итальянских политиков о необходимости отмены санкций и восстановление участия России в различных переговорных форматах, Италия держится в рамках общеевропейского курса и голосует за продление санкций ЕС против России. Тем не менее начиная с 2017 года контакты между политическим руководством РФ и Италии осуществляются на регулярной основе.
Внешнеэкономический диалог стран
Италия является одним из крупнейших торговых партнеров России в Европе и входит в пятерку крупнейших торговых партнеров РФ по миру. С 1999 по 2008 год внешнеторговый оборот двух стран вырос в 6 раз. В 2013 году он достиг рекордного объема в 53,9 млрд. долларов, однако в связи с введением санкций и ответных контрсанкций со стороны России товарооборот серьезно сократился до 19,8 млрд. долларов в 2016 году. Тем не менее в настоящее время наблюдается положительная тенденция по росту взаимного товарооборота, хотя его показатели и далеки от докризисного уровня.
Важным пунктом российско-итальянских экономических отношений является сотрудничество в области энергетики. Италия является энергозависимой страной, поскольку не имеет на своей территории ни месторождений природного газа, ни АЭС, способных удовлетворить потребность страны в электроэнергии, что делает ее заинтересованной в поставке российских энергоносителей, прежде всего газа. Итальянская сторона заинтересована в возобновлении переговоров по Южному потоку, и в свою очередь опасаются строительства второй линии Северного потока, предполагая, что ввод его в эксплуатацию сделает страну более зависимой от политики Германии.
Помимо газа российская сторона поставляет в Италию продукцию химической и металлургической промышленностей, сельхозсырье. Из Италии импортируется оборудование, машины, транспортные средства, технологии, продовольственные товары, текстиль и обувь. Российские контрсанкции нанесли более 12 млрд. долларов убытков агросектору Италии, ориентированному на российский рынок.
Итальянский бизнес активно инвестирует в различные области экономики РФ, прежде всего в инфраструктурные проекты, а также в предприятия автомобильной, текстильной, химической промышленности.