Основные понятия
Организационная структура – является одним из главных элементов в управлении организацией, характеризующаяся распределением задач и целей правления между работниками организации и подразделениями.
Структура управления – является организационной формой разделения труда по принятию, реализации управленческих решений, складывающаяся из структурных подразделений, которые представляют собой обособленную административно часть и выполняют несколько функций управления. Несколько структурных подразделений, объединенные по принципу однородности выполняемых работ, составляют службу управления.
Звеном является одно или несколько подразделений, выполняющих какую-либо функцию управления, например планирование, регулирование, координирование деятельности нескольких служб, или даже всего аппарата управления.
Управляющей ячейкой является самостоятельное структурное подразделение, отдельный работник управления которому делегировано осуществление нескольких функций управления.
Персонал управления
Персонал управления можно разделить на:
- Руководители: линейные, осуществляют руководство производственными подразделениями, например начальник цеха, мастер; функциональные, выполняют функции методического руководства, например руководитель планового или маркетингового подразделения; что является отражением линейно-функционального принципа построения аппарата управления.
- Специалисты.
- Технические исполнители.
Организационная структура основывается на функциях управления, каждая из которых подразделяется на подфункции и операции в соответствии с уровнем ее осуществления, что приводит к конкретизации объекта управления, сужению области управленческой деятельности. Следуя принципу первичности функции, образование функции управления предшествует формированию звена или органа управления. В зависимости от сложности функции ее можно разделить на несколько подразделений, или же наоборот, одно подразделение может выполнять работу по нескольким функциям. Имея иерархичный уровень управления, организационная структура управления выглядит как пирамида, соответствуя принципу системного построения организации и способствующая ликвидации конфликтных ситуаций в системе управления вследствие строгой соподчиненности работников руководителям. С более высоким уровнем управлением связано решение вопросов по общей стратегии и перспектив развития, а не решение конкретных задач.
Элементы организационной структуры и требования к ней
В организационной структуре можно выделить основные элементы:
- структура и состав функции управления
- количество персонала управления по функциям
- профессионализм и квалификация состава
- состав структурных подразделений
- уровни управления
- распределение работников между уровнями управления
- централизация управления
- информационные взаимосвязи.
Существуют требования и критерии к построению организационных структур. С целью оценить экономичность аппарата пользуются следующими показателями:
- какую часть административно-управленческих расходов составляет от себестоимости продукции
- какой процент управленческих работников занимает от промышленно-производственного персонала
- сколько их заработная плата составляет в общем фонде оплаты труда.
Среди требований выделяют:
- адекватность
- адаптивность, способность системы приспосабливаться к изменениям в субъекте управления
- гибкость
- специализация, ограничивает сферу деятельности управляющей ячейки
- пропорциональность, определяет количество персонала управления выполняемым функциям, диапазону контроля и так далее.
- контроль.
С помощью организационной структуры достигаются поставленные задачи.