Система управления организацией – это совокупность процессов, субъектов и объектов, а также принципов, правил, методов воздействия менеджеров и собственников организации на ее развитие и функционирование.
Сущность и значение системы управления организацией
Одним из главных этапов современного бизнес-моделирования является разработка системы управления организацией. Данным термином обычно называют систему, посредством которой организация в лице ее руководства осуществляет управление объектами внутренней и внешней среды, чтобы в долгосрочной перспективе достичь своих стратегических целей. Среди главных объектов управления организацией выделяют клиентов, поставщиков, оборудование, технологии, ресурсы, персонал, готовую продукцию.
Поскольку речь идет о системе управления организацией, следует выделить ключевые элементы, из которых она состоит:
- цели – главной целью коммерческой организации является получение прибыли; ее достижению подчинены все остальные подцели и задачи организации;
- бизнес-процессы – это процессы обеспечения технологий управления организацией;
- организационная структура – это объединенное, обобщенное представление персонала организации, который реализует бизнес-процессы;
- информационная система управления – это ИТ-инфраструктура (оборудование, системное программное обеспечение), на основе которой разворачивается управление информационными потоками в организации.
Потребность организации в создании и в функционировании системы управления ею обусловлена теми выгодами, которая она может получить. Прежде всего, подобная система существенно увеличивает число возможностей по достижению организацией своих стратегических целей с минимальными затратами и сроками. Следовательно, у организации увеличатся способности по своевременному реагированию на запросы рынка, по быстрому производству товаров и услуг высокого качества и по умеренным ценам.
Кроме того, для любой организации важно повышение ее инвестиционной привлекательности или её отдельных проектов, а также повышение ликвидности и капитализации. Эти задачи также решаются системой управления организацией.
Особенности сферы Интернет-торговли
В настоящее время стремительное развитие получила сфера Интернет-торговли. С каждым годом все большая часть покупок совершается именно по Интернету. Это стало возможным благодаря стремительному развитию и повсеместному распространению информационно-телекоммуникационных технологий. Кроме того, сильным толчком к развитию Интернет-торговли стала пандемия коронавируса, во время которой закрывали офлайн-магазины и требовали соблюдать социальную дистанцию, не посещать места скопления людей.
Главным конкурентным преимуществом организаций, которые специализируются на Интернет-торговле товарами, является их способность обеспечить быструю качественную доставку товаров покупателям. Доставка товаров сейчас имеет две основные формы организации – содержание собственной службы доставки или передача данной функции курьерским службам. Кроме того, организации Интернет-торговли наравне с розничными магазинами способны предложить покупателям широкий ассортимент товаров, продаваемых по низким ценам.
Как показывает практика, основными проблемами организаций из сферы Интернет-торговли являются:
- длительный срок доставки;
- низкое качество товара;
- затруднения при прохождении процедур таможенного оформления товаров.
В настоящее время традиционным торговым магазинам выгодно открывать собственные Интернет-магазины. Это объясняется стремительным развитием Интернета и увеличением конкурентного давления со стороны новых участников рынка, которые сразу начинают работать в онлайн-режиме. Интернет-магазины позволяют сэкономить значительные объемы времени на организацию торгово-логистических процессов и денежных средств на содержание торговых помещений.
Большое внимание Интернет-магазины должны уделять техническому оснащению своей деятельности – в первую очередь, веб-сайтам. Именно на них выставляют информацию о реализуемой продукции и разрабатывают системы заказа и оплаты доставки. Причем оплата в сфере Интернет-торговли осуществляется через использование банковских пластиковых карт, поэтому от онлайн-магазинов требуется обеспечение повышенного уровня защищенности данных клиентов.
Процесс разработки системы управления организацией
В разработке системы управления организацией в сфере Интернет-торговли рекомендуется придерживаться итерационного или цикличного подходов. Они предусматривают использование гибких, а не жестких методологий реализации проектов, в том числе по созданию системы управления.
Процесс разработки системы управления организацией состоит из четырёх фаз:
- анализ различных аспектов организации и определение требований к системе;
- проектирование – предусматривает разработку схем, диаграмм и документов, описывающих совместную работу людей в организации;
- построение – реализация информационных систем и инфраструктуры организации, подготовка соответствующих изменений;
- внедрение – реализация подготовленных организационных изменений, обучение персонала.
Каждая из этих фаз может быть разбита ещё на отдельные итерации, в ходе выполнения которых осуществляется постоянная последовательность определённых процессов. После фазы внедрения системы осуществляется ее поддержание и развитие.
Организации в сфере Интернет-торговли особый акцент в управлении должны сделать на подготовке ИТ-инфраструктуры (web-сайт, мобильное приложение, телефонная «горячая» линия и т.п.), поскольку от эффективности ее функционирования зависит степень успешности всей деятельности организации.