Аудит структуры организации - это контроль механизмов и структуры менеджмента организации на основании действующих стандартов, норм, законов и принципов.
Этапы аудита
- аудит миссии, целей, стратегии организации;
- аудит корпоративной культуры, доминирующей формы управления;
- аудит стадий и жизненного цикла организации;
- аудит системы менеджмента — анализ типологии принимаемых решений.
Традиционно можно выделить следующие виды решений, которые принимаются в организации и которые подвергаются аудиту:
- Объективные и независимые от индивидуальной детерминации — решения, которые связаны с рациональной оценкой состояния дел по факту, или предопределенные субъективным, индивидуальным восприятием, своеобразностью и мотивами топ-менеджеров.
- Инициативные, которые определяются активной деятельностью топ-менеджмента, или реактивные, которые принимаются как реакция на существенное изменение ситуации только после того, как эти изменения произошли, и требуется вмешательство топ-менеджера.
- Стратегические, которые ориентированы на прогноз и управление процессом развития внешней среды или самой организации и ситуационные, которые максимально ориентированы на текущее состояние бизнеса.
- Направленные на текущее функционирование или оптимизацию существующих бизнес-процессов и направленные на развитие или на поиск новых направлений и механизмов деятельности, инновационных технологий и революционное движение организации вперед.
- Оценка осуществимости разрабатываемых управленческих решений — сколько из принятых решений не осуществляется, сколько требует пересмотра, а сколько необходимо дополнительно проработать после принятия.
- Оценка диапазона сотрудников, контролируемых руководителем – какое количеств подчиненных приходится на одного руководителя, и сколько времени он затрачивает на каждого из них;
- Оценка стиля управления руководителя – какие способы поведения в основном выбирает руководитель, на какой конкретно уровень иерархии управления ориентируются определенные руководители, каким образом производится оценка поведения руководителей их подчиненными сотрудниками;
- Диагностика структуры организации с точки зрения ее адекватного восприятия существующей в организации ситуации — поиск организационных патологий.
Типы патологий структур организаций
- преобладание структуры над основными функциями — когда выявляется подструктура, которая не осуществляет важных для деятельности организаций функций или не ориентирована ни на внутри ни на внешнеорганизационного потребителя оказываемых ей услуг;
- бюрократизация — если в ходе аудита была выявлена определенная структура или функция, которая осуществляет деятельность, не регламентированную требованиями технологии и корпоративной культуры, а в своей деятельности опирается на индивидуальные предпочтения и цели сотрудников, которые в ней работают;
- стагнация — это потеря гибкости организационной структурой, которая может диагностироваться, если в организационной структуре долгое время ничего не менялось, несмотря на происходящие изменения вида деятельности, состава персонала и условий внешней среды;
- дублирование организационного порядка — это выявленный участок технологии или функции, который повторяется и осуществляется одновременно несколькими подразделениями организации. Также вторым типом дублирования организационного порядка может быть положение, при котором функция, нормированная, определенная технологией и не нуждающаяся в сознательном регулировании, становится обязательной к исполнению для одного из руководителей.
После того, как проведен аудит структуры организации в целом, необходимо произвести ее оценку на предмет соответствия стратегии и целям организации, в частности, для этого анализируются следующие критерии:
- определяется тип организационной патологии, если она есть;
- рассчитывается коэффициент и уровень управляемости;
- определяется характер механизмов принятия решений;
- составляется перечень внутри и внешнеорганизационных проблем;
- определяется тип организационной культуры;
- составляются ожидаемые результаты деятельности подразделений и сотрудников;
- выясняются причины трудовых конфликтов.