Создание и рост как фазы жизненного цикла организации
Жизненный цикл организации – это совокупность этапов развития, которые проходит компания за время своего существования
Для того, чтобы управлять организацией, важно понимать, на какой стадии жизненного цикла она находится. Каждая из стадий (или фаз) отличается особыми требованиями к методике управления. Действия, эффективные в одном случае, оказываются неэффективными (или даже дают обратный эффект) в другом случае.
Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, проходимых организацией за свою жизнь.
Как субъект хозяйствования организация в процессе своего функционирования проходит следующие стадии:
- создание,
- рост,
- зрелость,
- спад,
- реструктуризация (реорганизация) либо санация,
- банкротство,
- ликвидация.
На первой стадии организация создается и начинается ее становление. Точкой отсчета служит регистрация хозяйствующего субъекта в органах исполнительной власти. Эта стадия характеризуется:
- уточнением сферы деятельности организации,
- определением целей и выбором стратегии деятельности,
- разработкой производственной и организационной структуры,
- подбором необходимого персонала,
- закупкой оборудования, сырья,
- созданием производства продукции,
- началом управления организацией.
На стадии роста организации и расширения ее деятельности ее продукция начинает позиционироваться на рынке, осуществляется поиск перспективных партнеров, завоевание рыночной доли и достижение рентабельности в работе.
Для стадии роста типичны:
- увеличение производственного объема и численности сотрудников,
- разделение труда, усиление специализации,
- снижение производственных издержек,
- внедрение систем стимулирования,
- стандартизация производимых работ и т.д.
Ключевыми задачами, стоящими перед организацией на этом этапе, являются создание условий экономического роста, достижение высокого качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Зрелость, спад и банкротство как фазы жизненного цикла организации
На стадии зрелости (стадии оптимального функционирования) организация работает высокоэффективно. Ее технологии уже отработаны, производство организовано, применяются прогрессивные формы и методы управления, ведется активная маркетинговая деятельность.
Если предприятие оказывается достаточно гибким, способным к изменениям и быстрой адаптации к потребностям рынка, оно может годами существовать в стадии зрелости. При этом предприятие будет рентабельным. Если же оно упустит требования рынка и потребности собственных жизненных стадий, то постепенно ситуация придет к спаду в деловой активности, а затем к банкротству.
Типичные процессы для стадии спада:
- снижение спроса на продукцию или услуги, предлагаемые организацией,
- рост роли цены и качества в борьбе между конкурентами.
Нередко организация становится излишне консервативной и бюрократичной, в результате чего перестает соответствовать окружению.
Есть ряд советов, как снизить вероятность банкротства:
- не поддаваться излишнему оптимизму (необоснованной оценке дела как успешного),
- осуществлять разработку и реализацию качественных планов маркетинга, имеющих четкие цели,
- систематически прогнозировать наличность,
- удовлетворять рыночные потребности,
- своевременно определять критические моменты, которые могут превратиться в угрозу предприятию.
Для руководителей важно уделять внимание любым изменениям как в окружающей среде, так и в функционировании самого предприятия. Они могут послужить надежным сигналом о том, что надвигаются проблемы. В таком случае стратегия развития должна быть подвержена корректировкам, изменения могут быть внесены в структуру управления.
По мере того, как организация переходит между стадиями развития, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам должны понимать, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, можно ли их разрешить путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, и, следовательно, необходимо проводить организационные изменения. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и сотрудники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую ее стадию.
Реорганизация, санация и ликвидация предприятия как фазы жизненного цикла организации
Чтобы избежать банкротства, организация может осуществить реорганизацию. Ее целью является оживление предприятия. Могут производиться присоединения, слияния, разделения, преобразования и выделения предприятия. При этом существующие юридические лица могут ликвидироваться, а новые создаваться.
Одна из возможных форм реорганизации – реструктуризация, подразумевающая осуществление мероприятий, направленных на улучшение управления предприятием, повышение его эффективности и конкурентоспособности, производительности труда, улучшение финансовых результатов. Реструктуризация нужна для того, чтобы оздоровить экономику предприятия, восстановить его платежеспособность.
Санация – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
При санации функции управления передаются внешним органам. Иногда это позволяет предприятию выжить, заключив соглашения с кредиторами. Если санация не помогает, начинается процедура банкротства. Признаком банкротства является неспособность организации осуществлять текущие платежи, их приостановка.
Если дальнейшая деятельность не представляется собственникам целесообразной, предприятие может быть ликвидировано. В некоторых случаях ликвидация производится не добровольно, а по решению суда, с распределением имущества между кредиторами.