Введение в организационную деятельность
Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими правилами:
- Для достижения своих целей люди вынуждены объединяться.
- Совместная деятельность более эффективна, если для каждого члена определены:
- его обязанности;
- ответственность;
- контролирующий орган.
Наличие четких ответов на вышеперечисленные вопросы определяет место человека в организации и помогает в создании организационной структуры.
Организационная деятельность, как функция, направлена на установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми отделами предприятия. Она определяет условия и порядок функционирования предприятия.
Как и любая деятельность, организационная деятельность влечет за собой затраты и требует такого управленческого учета, чтобы было возможно определить результаты работы каждого подразделения и разработать на его основании системы мотивации.
Организационная деятельность начинается с разработки организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты. На рисунке 1 отображены этапы организационной деятельности.
Рисунок 1 - Этапы организационной деятельности
Ответственным лицом за действия персонала, при ведении организационной деятельности, выступает руководитель.
Принципы организационной деятельности
В процессе организационной деятельности имеют значение принципы показанные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Принципы организационной деятельности
Единство целей – достижение целей каждого подразделения должно помогать предприятия в достижении общей главной цели. Нельзя допустить противоречия в целях подразделения, тогда весь рабочий процесс будет состоять из конфликтов подразделений и такая организация долго не просуществует.
Соблюдение полномочий. Не приступать этот принцип позволяет наличие хорошо проработанных должностных инструкций, где описаны обязанности и ответственность каждого сотрудника. Данный принцип, говорит о том, что решения должны приниматься руководителем подразделения, только если они входят в его компетенцию.
Определение нормы управляемости. Это принцип говорит о том, что один руководитель может эффективно управлять ограниченным количеством подчиненных. Как правило, норма управляемости начинается по умолчанию, как с 5 человек на низшем уровне управления и доходит до 20-25 на верхних уровнях иерархии.
Выделение иерархических уровней в организационной структуре как раз связано с ограниченностью нормы управляемости. Очевидно, что существует предел для количества подчиненных, которыми можно эффективно управлять, контролировать, организовывать и мотивировать. Однако, он непостоянен и зависит от влияния различных факторов, а именно:
- вид управленческих задач;
- уровень образования и способности исполнителей;
- иерархический уровень;
- стиль руководства;
- техническая оснащенность предприятия;
- важность выполняемой работы;
- географическое местоположение;
- опыт и авторитет руководителя;
- многие другие факторы, возникающие в процессе управленческой деятельности.
Норма управляемости контролируется посредством делегирования полномочий. Нежелание некоторых руководителей создавать команды и делегировать полномочия приводит к нарушению координации и коммуникации при выполнении работ.
Однако следует знать, что и множить управленческие уровни не стоит, так как это, во-первых, затратное мероприятие, а во-вторых, наличие излишних уровней управления усложняют коммуникационное взаимодействие, искажаю информацию, а также приводит к увеличению времени принятия решения в сложных ситуациях, которые, в свою очередь, часто требует незамедлительных решений.
Заключение
Итак, обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что все люди являются членами той или иной и даже не одной организации. Организационная деятельность ведется для более эффективного достижения целей и начинается с момента формирования учредительных документов.
Основные принципы организационной деятельности – это единство целей, соблюдение полномочий, делегирование полномочий и определение нормы управляемости.
Все принципы направленны на координацию и более эффективное управления организационной деятельностью.