Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление стоимостью проекта

Общая концепция управления стоимостью проекта

Определение 1

Управление стоимостью проекта – это совокупность процессов планирования бюджета и контроля затрат, обеспечивающая реализацию проекта в рамках согласованной сметы.

Один из первых вопросов, возникающих у инвестора при общении с инициатором проекта – сколько потребуется средств на реализацию. Ответ нужен, чтобы принять решение о целесообразности запуска проекта. Абсолютно точный ответ можно сформулировать только по окончании проекта, но предположения и прогнозы должны производиться с определенной точностью, на основании научного подхода. Все предположения о будущей стоимости проекта оформляются в виде четко структурированного документа, содержащего сведения о том, сколько, когда и на что будет расходоваться. В дальнейшем менеджер проекта прикладывает усилия к тому, чтобы предположения осуществились и проект был выполнен в пределах согласованного бюджета. Указанные действия, выполняемые менеджером и командой проекта, и образуют содержание управления стоимостью.

В составе управления стоимостью проекта выделяются следующие элементы:

  • оценка будущей стоимости проекта,
  • разработка бюджета проекта,
  • контроль стоимости проекта.

За счет осуществления управления стоимостью проекта достигается:

  • понимание прогнозной стоимости проекта, пакетов работ и отдельных работ со стороны менеджера проекта, заказчика и инвестора,
  • четкое понимание со стороны менеджера проекта по вопросам сумм, сроков и направлений расходования денежных средств в ходе реализации проекта,
  • отсутствие непредвиденных расходов, минимизация количества отклонений и изменений в фактическом бюджете по сравнению с утвержденным базовым бюджетом.

Перечисленные процессы выполняются на основе принципа последовательной разработки и могут иметь итеративный характер. Если выделить фазы управления стоимостью проекта, можно составить следующий список:

  • определение общих принципов и правил управления стоимостью проекта,
  • проектирование системы управления стоимостью,
  • привлечение узких специалистов для оценки стоимости работ и их комплексов,
  • оценка ресурсных потребностей по работам в рамках проекта,
  • разработка проектной сметы и проектного бюджета,
  • обеспечение получения финансирования в соответствии с финансовым планом,
  • учет фактически осуществляемых затрат в ходе реализации проекта,
  • контроль параметров стоимости проекта, выявление происходящих отклонений и корректирующие воздействия,
  • архивирование информации о параметрах стоимости проекта.
«Управление стоимостью проекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Построение концепции управления стоимостью проекта

Значимая особенность процессов, связанных с управлением стоимостью проекта, - это тесная связь с другими процессами планирования. Так, невозможно сформировать корректный бюджет без информации о потребностях в ресурсах и построения календарного плана-графика. Также на структуру проекта и прогнозируемые затраты влияет информация о рисках реализации.

При управлении стоимостью проекта одним из первых осуществляемых менеджером шагов должна стать разработка концепции управления стоимостью. В этой концепции должны содержаться общие правила, касающиеся организации управления затратами, принципы документирования и учета, рекомендуемые технологии и методики.

При разработке концепции решаются следующие задачи:

  • вырабатывается стратегия управления финансами и стоимостью проекта, включая определение целей и задач, критериев успехов и неудач, допущений и ограничений,
  • проводится экономический анализ и обосновывается проект (с позиций маркетинга, оценки источников финансирования и стоимости, прогноза выполнения),
  • в целом оценивается проект с экономической точки зрения,
  • разрабатывается укрупненный график финансирования,
  • определяются требования к системе проектного управления стоимостью и финансированием,
  • утверждается концепция.

Затраты в рамках проекта

Все проектные затраты можно разделить на три категории:

  • обязательства,
  • бюджетные затраты,
  • фактические затраты.
Определение 2

Обязательствами называются будущие плановые затраты, возникающие в момент заключения договора, контракта, заказа товаров или услуг.

Обычно возникновение затрат происходит в соответствии с планом проекта. Выставляемые поставщиками счета обязательно должны быть оплачены. Однако условия осуществления оплаты могут разниться:

  • по мере готовности комплектующих и материалов,
  • после осуществления поставки товаров или услуг,
  • по полной или частичной предоплате,
  • в соответствии с политикой организации, которая закупает или предоставляет товары и услуги.

В зависимости от особенностей организации учета в компании, документально уменьшить бюджет на сумму обязательств можно в разные моменты времени. В некоторых компаниях учет данных затрат производится после поступления счета или осуществления оплаты. В таком случае менеджер видит искаженное состояние проектного бюджета, не имеет полноценной картины для обоснованного принятия решения.

Определение 3

Бюджетными затратами называют сметную стоимость работ, распределенную во времени.

По сути, бюджетные затраты – это график расходов по проекту. Часто бюджет называют планом затрат, поскольку в нем содержится информация, касающаяся величины и сроков планируемых расходов по проекту.

Определение 4

Фактические затраты – это затраты, показывающие реальные процессы оттока денежной наличности по проекту.

В отчете по фактическим затратам содержится информация о реальных расходах по проекту. При этом они могут происходить:

  • в процессе выполнения работ по проекту,
  • в момент выплаты денежных средств (передачи наличных или осуществления безналичного платежа).

В зависимости от принятых нюансов учета обязательств, бюджетных и фактических затрат картина финансового состояния проекта может существенно меняться. Поэтому желательно определиться с политикой оплаты работ и оплаты счетов на предварительных этапах.

Дата написания статьи: 01.10.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot