Управление закупками
Управление снабжением и запасами – это предмет изучения логистики, науки о планировании, управлении, организации и контроле движения информационных и материальных потоков во времени и пространстве от источника до потребителя.
Логистический менеджмент закупок направлен на качественное и надежное обеспечение компаний материальными ресурсами, которые нужны для реализации имеющегося производственного расписания. При этом производственное расписание ориентируется на маркетингово-логистическую стратегию фирмы на рынках сбыта готовой продукции, благодаря чему базисные логистические активности интегрируются. Однако эта цель может быть достигнута при разных ресурсных затратах. Логистический менеджмент сталкивается со следующими проблемами оптимизации:
- в цепи снабжение-производство. К примеру, необходимо минимизировать издержки на закупку материальных ресурсов при условии максимизации качества и надежности поставок или обеспечении заданной вероятности поставки без сбоев,
- в полной логистической цепи. К примеру, требуется минимизировать общие логистические издержки, включая затраты на закупки с установленной вероятностью удовлетворения спроса.
Существует типовой перечень логистических днйствий, обеспечивающих управление закупками в большинстве фирм:
- идентификация потребностей. На первом этапе менеджмента закупок определяются снабженческие трансакции, которые должны быть сформированы между отделом закупок и потребителями конкретных материальных ресурсов,
- оценка требований потребителей (как к самим материальным ресурсам, так и к параметрам поставок),
- решение «покупать или делать». В некоторых случаях компании выгоднее самой произвести материальные ресурсы, а не приобретать их у сторонних производителей. Для принятия этого решения сравниваются затраты на выпуск и достижимый уровень качества,
- определение типа закупок. В настоящее время выделяют три основных типа организации закупок материальных ресурсов, отличающихся сложностью и продолжительностью: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняются или поставщик, или параметры закупаемых МР), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя,
- анализ рыночного поведения. Это важно для поиска поставщика и выявления факторов и критериев его отбора на последующих этапах,
- идентификация потенциальных поставщиков. Составляется список поставщиков, которые способны удовлетворить требования внутрифирменных потребителей по закупаемым материальным ресурсам. В этот список должны включаться и те поставщики, с которыми компания ранее не работала,
- предварительная оценка потенциальных поставщиков. На этом этапе сравнивается заявляемое поставщиками качество материальных ресурсов и условия поставок с требованиями внутрифирменных пользователей. Заведомо не удовлетворяющие требованиям (даже по обещаниям, а не реальной работе) поставщики отсеиваются,
- оценка предварительно отобранных поставщиков и окончательный выбор партнера. На этой стадии используют более глубокое исследование поставщиков на основе многих критериев (весовые коэффициенты которых могут отличаться в разных случаях),
- осуществление поставок и получение сопутствующего сервиса. Это совокупность логистических активностей, обеспечивающих процесс поставки конкретного материального ресурса от поставщика к покупателю, в частности, оформление договора, передача прав собственности, заказ, транспортировка, хранение и т.д.,
- контроль выполнения закупки (по ценам, срокам, параметрам поставки, качеству материального ресурса и сервиса).
Управление запасами
Управление запасами – это ключевая логистическая активность, которая играет значительную роль в логистическом менеджменте (как при оценке трудоемкости, так и при оценке затрат). В том или ином виде запасы формируются во всех звеньях логистической цепи или канала, что приводит к иммобилизации оборотного капитала.
Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего или производственного потребления.
Запасы могут быть классифицированы по различным основаниям.
По месту возникновения в логистической цепи различают запасы:
- материальных ресурсов (сырье и материалы),
- незавершенного производства,
- готовой продукции,
- тары,
- возвратных отходов.
На основе интегрального подхода, базирующегося на выделении логистических активностей, выделяют запасы:
- материальных ресурсов в снабжении,
- производственных запасов материальных ресурсов,
- незавершенного производства,
- готовой продукции,
- товарные (сбытовые) запасы готовой продукции в системе дистрибьюции,
- совокупные материальные запасы.
Также по комплексным логистическим активностям запасы можно разделить на:
- складские – продукция, которая находится на складах (внутрифирменных или посреднических),
- транспортные (транзитные, запасы в пути) – запасы, которые транспортируются в настоящее время между местами хранения или в пределах одной зоны хранения,
- запасы грузопереработки (к примеру, сортировка, перегрузка в транспортном узле между видами транспорта, консолидация).
По функциональному назначению запасы бывают:
- текущие, служащие для обеспечения непрерывных процессов производства или сбыта в межпоставочный период. Составляют основную часть производственного или сбытового запаса,
- гарантийные (страховые), предназначенные для снижения логистических и финансовых рисков из-за колебаний спроса на продукцию, нарушения обязательств со стороны поставщика и т.д.,
- подготовительные, связанные с необходимостью подготовить материальные ресурсы или готовую продукцию к потреблению,
- сезонные, которые используются в производствах или сбыте, имеющем ярко выраженные сезонные колебания.