Современное управление проектами в стартапах
Управление проектами при реализации стратапа – это деятельность по достижению поставленных задач и целей реализуемого проекта в рамках молодого бизнеса.
В современном мире большое внимание уделяют инновациям. Ключевым фактором инноваций является реализация стартап-проектов. Стратегия России на сегодняшний день направлена на реализацию новых проектов и подготовку квалифицированных кадров для развития инновационной деятельности. К сожалению, большинство людей не знает, что из себя представляют стартап-проекты. Поэтому достаточно сложно найти подходящие кадры для дальнейшей работы.
В переводе с английского «стартап» означает запуск чего-то нового. Другими словами, его можно представить в виде новой временной организации, которая занимается разработкой новых идей в условиях агрессивной, изменяющейся среды.
Статистика говорит, что 9 из 10 стартапов заканчивается неудачей. Основной причиной неудач является отсутствие конечного потребителя произведенного продукта. Это приводит к серьезным финансовым потерям.
На сегодняшний день существует несколько этапов развития стартап-проектов:
- формирование идеи,
- запуск проекта,
- развитие проекта,
- расширение,
- выход.
Каждому пункту присущи свои методы и инструменты реализации. Управление проектами при реализации стартап-проекта является необходимым оружием выживания на рынке. При отсутствии должного управления проекты редко заканчиваются вовремя.
Концепции управления в стартапах
Выделяют несколько вариантов управления стартапами. Лидирующие позиции занимает методология PRINCE2 (Projects In Controlled Environments). Данная методология использует структурированный метод управления и включает весь набор инструментов организации и контроля стартапов, дает инструкцию по формирования и развитию проекта.
Преимуществом данного подхода является разделение процесса на этапы, что позволяет использовать ресурсы рациональнее. Именно этот фактор является успехом для реализации стартапа, так как ресурсы на первом этапе ограничены. Методология подходит для любых сфер, это связано с отсутствием предметной области.
Помимо PRINCE2 существует методология Scrum, которая ориентирована на IT-проекты. Методология позволяет решить вопросы отсутствия слаженной работы, невыполнения планов, корректного распределения задач. Scrum ориентируется на клиента, так как взаимодействие с пользователем при выполнении проекта позволяет избежать недочетов в работе. Методология отличается от PRINCE2 оперативностью реагирования.
Третья концепция Kanban разработана в Японии и позволяет вести сразу несколько задач. Kanban дает возможность расставить приоритеты в задачах. Методология реализует основной принцип «точно в срок», что позволяет распределить равномерно нагрузку. Данная концепция хорошо работает в любых стартапах, которые не имеют четкого плана. При запуске нового продукта могут возникать проблемы. Доска Kanban отслеживает вновь внедренные характеристики и используемые инструменты.
Четвертая концепция Lean разработана в 2011 году Эриком Рисом. Она стала прорывом в инновационных разработках. В основе данной методологии лежит бережливое производство и максимальное предотвращение рисков. Основной задачей методологии является избежание финансовых затрат и рабочего времени. Lean позволяет развивать клиентов и предназначена для разработки минимально жизнеспособного продукта. После опросов и учёта рекомендаций процесс повторяется. Данная методология идеально подходит для любого стартап-проекта.
Основные ошибки при реализации стартапа
На основании вышеописанных методологий можно сделать вывод, что самой эффективной концепцией является Lean. Данная методология получила признание в кругу стартаперов. Lean основана на базовых принципах и дает преимущество для опытных групп разработчиков. Э. Рис создал оптимальную концепцию, которая позволяет получить обратную связь и сократить время и ресурсы. Разработчики благодаря данной методологии тестируют новые идеи, другими словами, Lean - самая жизнеспособная из вышеперечисленных.
Использование указанных концепций не всегда позволяет избежать основных ошибок:
- недостатки формирования полноценной команды,
- отсутствие анализа конкурентов и их недооценка,
- переоценка собственных сил и продукта
- некорректный выбор организационной структуры компании,
- финансовый разрыв,
- путаница в понятии идея и бизнес,
- отсутствие финансового плеча,
- игнорирование авторский прав
- выбор партнёров и разногласия между ними
- попытка контролировать все процессы в бизнесе,
- отсутствие стратегий,
- отсутствие делегирования.
В момент запуска проекта отсутствует полноценное понимание полномочий новых специалистов. Поэтому очень часто начинают стартап одни специалисты, а заканчивают другие. Это связано с тем, что функционал меняется с развитием проекта. На начальном этапе предприниматель нанимает дорогостоящих специалистов, по мере развития сервиса они с ним расстаются.
Как бы ни была хороша идея, не стоит недооценивать конкурентов. Несмотря на уникальность продукта, конкуренты очень быстро смогут его скопировать. Необходимо двигаться дальше, создавать уникальные продукты. При этом не стоит ждать от рынка многого.
Очень важно выбрать правильную правовую форму для дальнейшего корректного взаимоотношения с партнерами. Стоит отметить, что некорректная организационного-правовая форма может привести к блокировке стартапа. Помимо правовой формы предприниматели игнорируют налоги. В статапе очень часто забывают о таких мелочах и вспоминают слишком поздно, что приводит к финансовому разрыву.
Для стартапа очень важно найти инвесторов в начале пути. Необходимо работать изначально с крупным инвестором, чтобы потом судорожно не искать нового инвестора.
Большинство стартапов представляет собой интеллектуальную собственность. Игнорирование ее юридического оформления может привести к прекращению жизни проекта.