Персонал - это штатный состав организации, который включает в себя всех наемных работников, а также работающих собственников, выполняющих функции по управлению, производству, хозяйствованию и др.
Основные сведения об управлении персоналом
С точки зрения системы менеджмента качества персонал организации является одним из ключевых ресурсов. В определенной зависимости от того, как работает персонал, находится система качества, а также определяется эффективность, работоспособность и благополучие организации в целом. В связи с этим управление персоналом рассматривается как ключевой элемент системы качества.
Международный стандарт ISO 9001:2008 называет управление персоналом процессом обеспечения организации качественным персоналом, что позволит ей достичь необходимых результатов и удовлетворить потребителей. Управление персоналом в системе менеджмента качества, как правило, состоит из следующих элементов:
- планирование персонала;
- мотивация персонала;
- развитие персонала;
- обучение персонала;
- анализ и оценка персонала;
- кадровый учет.
Современная система менеджмента качества предъявляет к персоналу организации ряд требований. Так, уполномоченные на выполнение определенных функций сотрудники должны обладать соответствующими компетенциями (знаниями, умениями, навыками), образованием, опытом.
Управление персонала организации, в первую очередь, связано с определения необходимой компетентности персонала. Отталкиваясь от данной информации, руководители организаций зачастую инициируют реализацию курсов подготовки и обучения персонала. После принятия подобных мер нужно оценить их результативность.
В настоящее время важным направлением управления персонала является его информирование и вовлечение в достижение целей организации в области качества. В соответствии с еще одним требованием необходимо вести учетные записи об образовании, подготовке и опыте сотрудников.
Непосредственно управлением персоналом в организации занимается отдел кадров или служба персонала. Кроме того, некоторые функции в этой сфере выполняют руководители структурных подразделений.
Задачи управления персоналом организации
При внедрении в организации системы менеджмента качества должны быть реализованы некоторые требования. Исходя из их состава и на основе практического опыта были сформулированы задачи управления персоналом. Основные из них заключаются в следующем:
- определение и оценка требований к выполнению работы, что предопределяет уровень ее сложности и требования к квалификации исполнителей;
- оценка уровня подготовки и компетентности персонала (т.е. оценка способностей исполнителей по выполнению обязанностей);
- назначение на работы тех сотрудников, которые располагают достаточным уровнем подготовки и квалификации;
- проведение обучения и подготовка персонала, повышение его квалификации;
- оценка результативности обучения персонала (подтверждение повышения квалификации сотрудников);
- стимулирование сотрудников к повышению качества своего труда и достижению поставленных целей;
- создание, регистрация и ведение кадровой документации и документов по образованию, подготовке и квалификации сотрудников (документирование значимых процессов управления персоналом).
Таким образом, система менеджмента качества путем определения перечня задач вносит в процесс управления персоналом упорядоченность.
Документы в сфере управления персоналом
Как было указано выше, документирование является одной из основных задач управления персоналом. Это связано с тем, что, согласно актуальным положениям менеджмента качества, составление и утверждение документов в большей степени позволяет обеспечить повышение качества через планирование желаемого уровня качества, фиксации текущего уровня, а также закрепления иных фактов хозяйственной жизни.
Большинство документов в сфере управления персоналом организации регламентированы действующим трудовым законодательством и кадровым делопроизводством. Это, например, личные карточки сотрудников, трудовые книжки, журналы вводного инструктажа и прочие документы, необходимые для эффективного планирования, управления и выполнения процессов.
Как показывает практика, наибольшее распространение получило документирование следующих процессов, связанных с управлением персоналом:
- планирование кадровых ресурсов и составление штатного расписания;
- прием и увольнение, переводы на другую работу, оформление отпусков и командировок;
- порядок определения потребности в обучении персонала;
- проверка квалификации и компетенций персонала (в форме аттестации);
- порядок материального стимулирования персонала.
Перечисленные процессы связаны с работой по планированию и созданию системы качества, по управлению ресурсами организации, по планированию процессов жизненного цикла, по измерению, анализу и улучшению, по ответственности высшего руководства и обменом информацией. На основе этих процессов могут составлять и утверждать документы, которые представляют собой записи по качеству. Обычно данные документы существуют в таких форматах как квалификационные матрицы, должностные инструкции, журналы инструктажа, планы подготовки и обучения, заявки на подбор персонала и пр.
Еще следует сказать, что в сфере управления персоналом имеет место разработка процедур или карт процессов, т. е. регламентации порядка действий, который так или иначе оказывает влияние на управление персоналом в организации. Такая регламентация является обязательной с точки зрения положения международного стандарта ISO 9001:2008 «Quality management systems. Requirements» (Системы менеджмента качества. Требования).