Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление персоналом в системе менеджмента качества

Определение 1

Персонал - это штатный состав организации, который включает в себя всех наемных работников, а также работающих собственников, выполняющих функции по управлению, производству, хозяйствованию и др.

Основные сведения об управлении персоналом

С точки зрения системы менеджмента качества персонал организации является одним из ключевых ресурсов. В определенной зависимости от того, как работает персонал, находится система качества, а также определяется эффективность, работоспособность и благополучие организации в целом. В связи с этим управление персоналом рассматривается как ключевой элемент системы качества.

Международный стандарт ISO 9001:2008 называет управление персоналом процессом обеспечения организации качественным персоналом, что позволит ей достичь необходимых результатов и удовлетворить потребителей. Управление персоналом в системе менеджмента качества, как правило, состоит из следующих элементов:

Современная система менеджмента качества предъявляет к персоналу организации ряд требований. Так, уполномоченные на выполнение определенных функций сотрудники должны обладать соответствующими компетенциями (знаниями, умениями, навыками), образованием, опытом.

Управление персонала организации, в первую очередь, связано с определения необходимой компетентности персонала. Отталкиваясь от данной информации, руководители организаций зачастую инициируют реализацию курсов подготовки и обучения персонала. После принятия подобных мер нужно оценить их результативность.

В настоящее время важным направлением управления персонала является его информирование и вовлечение в достижение целей организации в области качества. В соответствии с еще одним требованием необходимо вести учетные записи об образовании, подготовке и опыте сотрудников.

Непосредственно управлением персоналом в организации занимается отдел кадров или служба персонала. Кроме того, некоторые функции в этой сфере выполняют руководители структурных подразделений.

«Управление персоналом в системе менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачи управления персоналом организации

При внедрении в организации системы менеджмента качества должны быть реализованы некоторые требования. Исходя из их состава и на основе практического опыта были сформулированы задачи управления персоналом. Основные из них заключаются в следующем:

  • определение и оценка требований к выполнению работы, что предопределяет уровень ее сложности и требования к квалификации исполнителей;
  • оценка уровня подготовки и компетентности персонала (т.е. оценка способностей исполнителей по выполнению обязанностей);
  • назначение на работы тех сотрудников, которые располагают достаточным уровнем подготовки и квалификации;
  • проведение обучения и подготовка персонала, повышение его квалификации;
  • оценка результативности обучения персонала (подтверждение повышения квалификации сотрудников);
  • стимулирование сотрудников к повышению качества своего труда и достижению поставленных целей;
  • создание, регистрация и ведение кадровой документации и документов по образованию, подготовке и квалификации сотрудников (документирование значимых процессов управления персоналом).

Таким образом, система менеджмента качества путем определения перечня задач вносит в процесс управления персоналом упорядоченность.

Документы в сфере управления персоналом

Как было указано выше, документирование является одной из основных задач управления персоналом. Это связано с тем, что, согласно актуальным положениям менеджмента качества, составление и утверждение документов в большей степени позволяет обеспечить повышение качества через планирование желаемого уровня качества, фиксации текущего уровня, а также закрепления иных фактов хозяйственной жизни.

Большинство документов в сфере управления персоналом организации регламентированы действующим трудовым законодательством и кадровым делопроизводством. Это, например, личные карточки сотрудников, трудовые книжки, журналы вводного инструктажа и прочие документы, необходимые для эффективного планирования, управления и выполнения процессов.

Как показывает практика, наибольшее распространение получило документирование следующих процессов, связанных с управлением персоналом:

  • планирование кадровых ресурсов и составление штатного расписания;
  • прием и увольнение, переводы на другую работу, оформление отпусков и командировок;
  • порядок определения потребности в обучении персонала;
  • проверка квалификации и компетенций персонала (в форме аттестации);
  • порядок материального стимулирования персонала.

Перечисленные процессы связаны с работой по планированию и созданию системы качества, по управлению ресурсами организации, по планированию процессов жизненного цикла, по измерению, анализу и улучшению, по ответственности высшего руководства и обменом информацией. На основе этих процессов могут составлять и утверждать документы, которые представляют собой записи по качеству. Обычно данные документы существуют в таких форматах как квалификационные матрицы, должностные инструкции, журналы инструктажа, планы подготовки и обучения, заявки на подбор персонала и пр.

Еще следует сказать, что в сфере управления персоналом имеет место разработка процедур или карт процессов, т. е. регламентации порядка действий, который так или иначе оказывает влияние на управление персоналом в организации. Такая регламентация является обязательной с точки зрения положения международного стандарта ISO 9001:2008 «Quality management systems. Requirements» (Системы менеджмента качества. Требования).

Дата написания статьи: 17.10.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot