Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Управление и бюрократия

Сущность управления

Управления является социальным феноменом, характерным для всех сфер жизнедеятельности человека, будь то семья, дружеские или трудовые коллективы, общественные объединения и пр. Единого подхода к определению данного термина в науке не сложилось до сих пор. Управление можно рассматривать как науку, как функцию как искусство, как процесс и т. д.

Как наука управление воспринимается в качестве системы знаний, наполненной концепциями, теориями, принципами, способами, формами и школами управления.

Определение 1

С точки зрения функционального подхода управление представляет собой целенаправленное воздействие на поведение и сознание людей с целью направления их действий на достижение желаемых целей.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать

В то же время управление – это искусство, представленное способностью умело и эффективно на практике применять теоретические основы управления, сформированные в рамках научного знания.

Рассматривают управление и как процесс. В этом случае под ним понимают совокупность управленческих действий, которые направлены на достижение стоящих перед организацией целей.

В современном мире все чаще используется системный подход к определению сущности управления. Особый вклад в систематизацию управленческой деятельности внесло классическое направление менеджмента, получившее свое развитие в конце XIX – начале ХХ вв. В соответствии с ним всякая организация представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, ориентированных на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды.

Как аппарат управление отождествляется с совокупностью людей и структур, обеспечивающих использование и координацию ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

В обще виде под управлением следует понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на его объекты с целью формирования эффективно функционирующей системы посредством информационных отношений и связей. Иначе говоря, это продуманное, созидающее, целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность. Подобное воздействие может быть осуществлено как непосредственно, так и через самоуправление, так и через специально созданные органы и структуры. Сама управленческая деятельность реализуется в отношении других людей и сопровождается управленческим трудом.

Полезно для написания работы по теме «Управление и бюрократия» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее
Определение 2

Управленческий труд – это совокупность операций и действий, при помощи которых обеспечивается подготовка и реализация управленческих решений.

Основные виды управления представлены на рисунке 1.

Виды управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Представленные виды управления отличаются своим предназначением и интенсивность управленческого труда, а также имеют свои специфические особенности.

Профессиональное управление всегда осуществляется на ряде принципов, предопределяющая роль среди которых отводится научному подходу, целенаправленности, последовательности, универсальности, непрерывности, специализации и пр.

Понятие бюрократии

В настоящее время единого толкования термина «бюрократия» в науке не сложилось. В общем смысле под ней принято понимать особую прослойку людей, которые связаны друг с другом общностью целей и интересов.

Согласно классическому подходу применительно к сфере управления под бюрократией следует понимать социальны слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, которая, в свою очередь, характеризуется следующими признаками:

  • высокая степень и четкость иерархичности;
  • наличие «вертикальных» информационных потоков»
  • формализованные способы принятия решений;
  • претензии на особый статус в обществе.

Также бюрократия представляет собой замкнутый слой высших чиновников и управленцев, противопоставляющих себя обществу, занимающих в нем привилегированное положение, специализирующихся на управлении и монополизирующих властные функции с целью реализации собственных корпоративных интересов.

В научный оборот термин «бюрократия» был введен известным немецким социологом, историком и экономистом М. Вебером. Именно он стал автором наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократизма. Он же определил основные черты, характеризующие сущность бюрократии. Наиболее значимыми из них считаются непрерывность и постоянство осуществления управленческой деятельности, высокая степень иерархичности управленческих структур, документация управленческих функций и господство принципа безразличности.

Сегодня бюрократия пронизывает многие сферы жизни общества, начиная от аппарата государственной власти и заканчивая корпоративным управлением.

Бюрократия в управлении

Свое наиболее яркое проявление бюрократия нашла в сфере управления организациями. В этом случае речь идет о бюрократическом управлении. Основной предпосылкой формирования бюрократии стала необходимость преодоления исторически предшествующей ей патриархальной системы правления.

Определение 3

Бюрократическое управление – это управление, осуществляемое в рамках четко разработанных правил и предписаний.

В условиях бюрократии управления организацией осуществляется на основе бюрократической системы управления. Ее основными чертами являются:

  • наличие четкой иерархии власти;
  • разделение труда посредством функциональной специализации;
  • наличие системы правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации;
  • игнорирование личных качеств по взаимоотношениях между сотрудниками;
  • отбор и выдвижение сотрудников по их квалификации;
  • карьерное продвижение по заслугам.

С одной стороны, управленческий бюрократизм считается одним из наиболее эффективных инструментов управления. Он позволяет организациям добиваться последовательного достижения стоящих перед ними целей и задач. Чем крупнее организация, тем сильнее в ней развита бюрократия.

С другой стороны, бюрократическое управление считается весьма медленным и негибким. Его основные недостатки - конформизм и неспособность к творческому самостоятельному мышлению участников организации.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 03.09.2018
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot