Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления; те служащие, которые входят в администрацию организации, предприятия; дирекция учреждений и компаний.
В процессе управления производится разделение и кооперация управленческого труда. Это объективные процессы, состоящие в обособлении отдельных видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности, осуществляемые различными группами управленческих работников.
Управленческий труд может быть разделен на основании разных подходов:
По месту в процессе управления выделяют следующие категории управленческого персонала:
руководители,
Руководитель – это работник, возглавляющий подразделение или организацию в целом, имеющий полномочия по принятию решений и несущий ответственность за результаты в полном объеме.
специалисты,
Специалист – это работник, который выполняет определенные управленческие функции (к примеру, юрист, экономист, бухгалтер), анализирующий информацию и готовящий для руководителя варианты решения на основании приказов, регламентов, нормативов, квалификационных требований.
служащие.
Служащими называют работников, которые обслуживают функционирование руководителей и специалистов в организации, выполняя информационно-технические операции, что позволяет освободить руководителей и специалистов от трудоемкой рутинной деятельности.
Руководитель (менеджер) – это ключевая фигура в управлении любой организации.
Менеджеры (руководители) бывают двух типов:
По уровню в системе управления выделяют три уровня менеджеров:
Основной задачей управленческого персонала является создание условий для осуществления групповой деятельности таким образом, чтобы сотрудники могли вносить свой вклад в достижение групповых целей с наименьшими затратами времени, денег, материалов и усилий, а также с наименьшими неудобствами.
Содержание управленческого персонала сводится к реализации функций управления:
У менеджеров разного уровня значимость перечисленных функций отличается: так, менеджеры высшего звена большую часть времени тратят на планирование, а низшего – на мотивацию и контроль.
В структуре умственного труда управленческого аппарата выделяют три вида деятельности:
Важная особенность управленческого труда состоит в том, что сотрудники участвуют в создании материальных благ не прямым, а опосредованным образом.
Менеджер играет в организации большой набор ролей, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.
Если рассматривать межличностные роли, то управляющий персонал играет следующие из них:
По информационной роли менеджеры могут быть:
По решенческим ролям выделяют:
Любой менеджер должен уметь эффективно работать в команде и как лидер, и как член команды. Поэтому для руководителей так важно знать не только законы и принципы управления, но и предметную область, сферу, в которой они работают. Кроме того, на командную работу влияют и личностные качества управленца, его авторитет.