Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разработка управленческих решений

На рисунке ниже представлен процесс разработки управленческих решений в виде последовательности этапов принятия решения.

Процесс разработки управленческих решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Диагностика проблемы

Первоначально для запуска процесса диагностики проблемы необходимо осознать наличие угроз или возможностей и выявить их симптомы.

Пример 1

Примером симптомов проблемной ситуации в организации может быть низкая прибыль или падение уровня сбыта, качества, производительности, неоправданно высокие издержки, а также конфликты в коллективе.

После определения симптомов проблемной ситуации, требующей принятия решения, следует установить причины ее возникновения. Для этих целей проводится сбор и анализ релевантной информации с помощью формальных и неформальных методов. Диагностика проблемы является наиболее важным и сложным этапом процесса разработки управленческого решения, так как правильное определение границ и причин проблемы способствует эффективной реализации следующих этапов.

В процессе диагностики проблемы определяется ее характер, что помогает впоследствии выбрать подходящие варианты для ее решения. Проблема может носить функциональный, структурный или параметрический характер – ее характер определяется действиями, необходимыми для решения.

Замечание 1

Как правило, функциональные изменения влекут за собой изменение структуры и значений параметров, поэтому функциональные проблемы считаются наиболее сложными и ресурсоемкими.

«Разработка управленческих решений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формулировка ограничений и критериев принятия решений

Формулировка ограничений и критериев принятия решений является значимым условием правильного формирования перечня альтернативных решений и эффективного выбора. Характер ограничений зависит от ситуационных факторов и особенностей менеджмента. К наиболее часто встречаемым ограничениям можно отнести:

  • Ресурсные;
  • Кадровые;
  • Финансовые;
  • Научно-технические;
  • Рыночные;
  • Правовые и морально-этические.

Помимо ограничений на данном этапе лицо, принимающее решение, определяет критерии, стандарты, с помощью которых впоследствии будут оцениваться альтернативные варианты решения. Иногда для принятия решения необходимо разработать набор критериев, каждый из которых будет обладать определенной значимостью при выборе решения.

Определение альтернатив

Идеальная ситуация принятия решения предполагает рассмотрение поля альтернатив, которое включает в себя все возможные и доступные варианты решения проблемы. Однако в реальной ситуации лицо, принимающее решение, чаще всего не обладает достаточными ресурсами для формулирования полного множества альтернатив, поэтому к рассмотрению принимаются несколько наиболее подходящих с его точки зрения вариантов.

Оценка альтернатив

Следующим этапом принятия решения после составления перечня альтернативных вариантов является оценка каждой альтернативы, то есть определение ее достоинств, недостатков и последствий для организации.

Для оценки альтернатив используются разработанные и утвержденные ранее критерии принятия решения. Для обеспечения возможности сравнения альтернатив все варианты должны быть представлены в сопоставимой форме. При оценке необходимо также учитывать влияние непредвиденных ситуации и внешних факторов на процесс реализации решения, определяя вероятность его осуществления в соответствии с планом.

Выбор альтернативы

Выбор альтернативы осуществляется на основе полученных на предыдущем этапе оценок – лицо, принимающее решение, выбирает альтернативу с наилучшими характеристиками по заданным критериям и наиболее благоприятными последствиями с учетом вероятностных оценок.

Замечание 2

Часто не существует одного оптимального решения, из-за чего менеджменту приходится идти на компромисс. Кроме того, сложность в разработке оптимального решения обусловлена невозможностью полного учета влияющих факторов из-за временных и ресурсных ограничений. В таких случаях выбирается наилучшее из возможных решений.

Реализация решений

Реальную эффективность и последствия решения можно оценить только после его реализации.

Вероятность благоприятных последствий принятия решения можно повысить путем осведомления исполнителей о тонкостях принятого решения и обеспечения достаточной мотивации.

Обратная связь

В процессе реализации принятого решения необходимо установить способы обратной связи, чтобы обеспечить возможность контроля и соблюдения плана. На данном этапе производится оценка последствий принятого решения и сопоставление полученных результатов с запланированными. Наличие обратной связи предоставляет руководству организации внести корректировки в случае необходимости.

Дата написания статьи: 19.05.2017
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot