Руководство организацией
Руководство занимает своё, особое место в теории управления и социологии организации. Пол ним принято понимать отношения, возникающие в процессе и по поводу управления. Принципы управления строятся на единоличии, т.е. власть, ответственность, право принимать решения и контролировать процессы предоставляются одному должностному лицу.
Руководитель считается лицом персональной ответственности. Эти отношения формируют иерархическую пирамиду организации.
Поскольку власть и ответственность целиком закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не может выполнять такой объем функций, то часть своих полномочий он делегирует подчинённым. Подобные действия формируют вертикальные иерархические структуры, из которой вытекает специфика двойственной позиции любого руководителя, что накладывает отпечаток на его поведение.
Принятие управленческих решений является существенной проблемой любой организации. Интерес к данной проблеме обуславливается из-за того, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений внутри организации. Цели, интересы, нормы и связи преломляются через подобные решения. Полный цикл управленческой деятельности состоит из подготовки и осуществления решений, это и обуславливает центральность управленческих решений в процессе руководства организацией.
Конфликты и ограничения принятия решений
В рамках принятия управленческих решений постоянно возникаю те или иные напряжённые ситуации. Они могут быть связаны с судьбой людей вовлечённых в данную деятельность людей. Часто встречается, что конфликтные ситуации, на некоторый период времени парализуют процесс принятия решений, что ведёт к ещё более глубоким конфликтам. Конфликтом считается борьба за ценности и претензии, как на определённый статус, так и на власть, ресурсы. Целью конфликта является нанесение ущерба и уничтожение соперника.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных идей, целей, позиций, взглядов, мнений двух и более человек.
Для работника не представляется возможным учесть все теоретические конфликтные ситуации. Процесс накопления опыта работы с конфликтами даёт возможность руководителям подготовиться к возникновению подобных ситуаций, и способствует выработке правильного и своевременного решения, как по урегулированию конфликта, так и по принятию грамотного решения. Принимая любое управленческое решение, необходимо взвешивать ценности, экономические факторы, научную и техническую целесообразность и оценивать человеческий фактор. Принятие любого решения – само по себе есть компромисс между множеством факторов.
Принять «правильное» решение – обозначает выбрать альтернативу из множества возможных, которая поможет оптимизировать общие ценности.
Стратегия руководителей в конфликтной ситуации
Напряжения внутри групп могут наблюдать как в вертикальной, так и в горизонтальной ориентации. Принятие решения по стратегии поведения и принятия решения должно опираться на суть и направление возникшей ситуации. В условиях конфликта действия руководителей приобретают следующие виды:
- Стратегия противоборства, характеризующаяся тем, что руководитель пытается захватить командную роль и, за счёт этого, получить возможность диктовать путь выхода из ситуации. Данная стратегия происходит из положительной мотивации успеха;
- Стратегия сотрудничества, в основе которой лежит получение положительного результата при учёте интересов коллег;
- Стратегия компромисса характеризует действия руководителя стремящегося добиться поставленной цели через установления добропорядочных отношений с коллегами. Руководитель, в данном случае, выбирает нейтральную позицию между противоборством и сотрудничеством;
- Стратегия избегания подразумевает уход руководителя от ответственности путём её переложения на плечи коллег;
- Стратегия приспособления характеризуется отсутствием активности и заинтересованности со стороны руководителя в достижении намеченных целей.