Целевая ориентация управленческих решений
Целевая ориентация предприятия и управленческих решений состоит из общей цели и миссии предприятия. Миссия и цель тесно связаны между собой и определяют стратегию и тактику управления. Эффективный руководитель принимает управленческие решения, которые направлены не на личную выгоду, а на повышение эффективности предприятия. Приведем практический пример.
Руководитель крупного завода по производству соков нацелен на создание эффективного производственного холдинга. Это глобальная цель, принятая на долгосрочную перспективу. Одним из пунктов, принятых к исполнению, является формирование положительного имиджа компании. Традиционно, успешная фирма имеет цель, миссию, задачи, устав и должностные инструкции. Формируя внутреннее устройство предприятия, исходя из европейских стандартов, руководитель привлекает как отечественных, так и иностранных партнеров.
Миссия предприятия
Существует два подхода к восприятию миссии предприятия:
- Внутренний подход
- Общепринятый подход
Внутренний подход отражает философию предприятия и руководителя по отношению к процессам, происходящим на предприятии.
Общепринятый подход объединяет философию предприятия с существующими ценностями, а также целями. Все это создает единый симбиоз взаимодействия и формирует стратегию долгосрочного и краткосрочного развития.
Миссия и цель зависят от решения руководителя или групп людей, причастных к управлению. Их можно назвать субъектами целевой ориентации управленческих решений. Рассмотрим их более подробно.
Субъекты целевой ориентации управленческих решений
- Владельцы предприятия, осуществляющие управление для максимизации прибыли;
- Коллектив, который заинтересован в развитии;
- Потребители продукта;
- Партнеры и конкуренты предприятия;
- Социально — экономическая среда, в рамках которой действует предприятие
- Представители соседних регионов, формирующие спрос и конкурентную среду
Цели управленческих решений
Миссия предприятия выступает ориентиром к действию, а цель — конкретным указателем к осуществлению действий. Цели имеют очень существенное значение в жизни любого предприятия. Если миссия и цель одно направлены и находятся в симбиозе, то предприятие развивается гармонично. Но бывают ситуации, когда миссия и цель находятся в негласном противодействии. Рассмотрим практический пример.
Предприятие занимается продажей ортопедических изделий медицинского назначения. Одна из ключевых миссий руководителя гласит, что предприятие отличается высоким уровнем социальной ответственности. Социальная ответственность предполагает благотворительность, то есть предоставление товаров и услуг населению безвозмездно. Но, если предприятие продает медицинские изделия, то это нельзя называть социальной ответственностью. Таким образом, миссия противоречит цели. Необходимо либо изменить формулировку и саму миссию, либо раздавать товары бесплатно и повышать уровень социальной ответственности.
Области целевой ориентации управленческих решений
- Прибыль предприятия
- Взаимодействие с потребителями
- Обогащение сотрудников и руководителя
- Уровень социальной ответственности бизнеса
В зависимости от особенностей производственного процесса и коммерческой деятельности целевая ориентация управленческих решений может изменяться. Существенные изменения могут быть в том случае, если прибавилась еще одна область действий. Наиболее приоритетная область для руководителя - это прибыль и потребители. Взаимодействие с данными группами дает возможность к стабильному развитию. Потребители часто влияют на предприятие, поскольку определяют спрос. Наличие тесной связи между производителем и потребителем имеет положительную динамику для продаж и производства.