Планирование как важнейшая функция менеджмента
Планирование представляет собой неотъемлемую предпосылку эффективного менеджмента организации.
Планирование есть составление плана будущих действий, определение способов осуществления деятельности, их содержательного и экономического наполнения.
Планирование является необходимым для определения последовательных шагов, ведущих к достижению поставленной цели.
Другими словами функцию планирования в организации можно назвать функцией предвидения. Планирование является первым шагом не только на этапе создания организации, но и на любом этапе ее деятельности. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что недооценка планирования может привести к критичным для компании последствиям. Невнимание к реализации функции планирования может стать причиной финансовых и других потерь для компании, и даже привести к ее неплатежеспособности и невозможности продолжения деятельности.
Планирование осуществляется на различных уровнях организационной структуры и в различных условиях, что определяет вид используемых планов и их специфические особенности.
Особенности планирования в организации
Внутри организации планирование осуществляется как на стратегическом, так и на операционном уровне, что позволяет компаниям структурировать планы, разбивая их на более мелкие и выстраивая иерархию. Детализация планов позволяет обеспечить их наиболее эффективное выполнение и выявить проблемы на ранней стадии.
Детализация плана и общая структура планирования зависит от специфики деятельности конкретной организации и решения, принятого управляющими органами. Планы могут разрабатываться от общеорганизационного уровня до конкретного сотрудника. В процессе планирования необходимо соблюдать иерархию планов – планы более низшего уровня должны представлять собой составную часть стратегических планов организации.
План для организации на любом уровне является руководством к исполнению. Планирование может использоваться как на этапе появления бизнес-идеи для ее обоснования и перспективности, так и в рамках реализации любого проекта на уже существующем предприятии. Планирование следует осуществлять независимо от того, насколько крупной является деятельности компании. В процессе планирования компания получает и анализирует информацию, а результаты этого анализа помогают в принятии управленческих решений.
Управленческий бизнес-план
Под бизнес-планом часто понимают исключительно план становления нового бизнеса или конкретного мероприятия. Опыт крупнейших мировых компаний показал, что такое восприятие ошибочно. Бизнес-план является серьезным аналитическим инструментом, который позволяет эффективно руководить компанией, регламентируя ее деятельность. Эффективность бизнес-плана как инструмента планирования объясняется тем, что, благодаря своей структуре, он позволяет учитывать в процессе планирования требования рынка и условия рыночной деятельности компании. Учет рыночных особенностей помогает компании более эффективно достигать собственных целей.
Бизнес-план, используемый для целей текущего менеджмента и развития организации, называется управленческим бизнес-планом.
В рамках управленческого бизнес-плана объединяются элементы стратегического и оперативного планирования. Управленческий бизнес-план отражает не только стратегию компании, но ее календарные планы, целевые показатели и тактику достижения целей. Управленческий бизнес-план может быть составлен как на уровне организации в целом, так и на уровне отдельной бизнес-единицы или подразделения.
По сравнению с инструментами стратегического планирования, управленческий бизнес-план содержит более конкретные указания к действию, задает алгоритм достижения организационных целей и определяет место каждого элемента бизнеса в процессе деятельности.