Понятие теории организации в менеджменте
Теория организации – это область научного знания, изучающая общие закономерности устройства, функционирования и развития различных типов организаций как имеющих цель сложных динамических систем.
Слово «организация» имеет латинское происхождение – от organizo, что переводится как «устраиваю, стройный вид». Следует отметить, что слово «организация» в русском языке может рассматриваться с двух позиций:
Как процесс.
Определение 2Под организацией как процессом понимают совокупность действий, которые ведут к возникновению или совершенствованию связей между элементами системы.
Как явление.
Определение 3Под организацией как явлением понимают объединение компонентов, направленное на реализацию программы или достижение цели, функционирующих в соответствии с определенными процедурами и правилами.
Теория организации представляет собой совокупность идей и принципов, систематизирующих практический опыт человечества в вопросах процессов и явлений организации. Теория организации тесно связана с различными науками:
- экономикой,
- менеджментом (из которого она и выделилась),
- философией,
- кибернетикой,
- теорией систем,
- теорией управленческих решений,
- психологией,
- социологией,
- антропологией.
Так, психология позволяет выявить условия, сопутствующие или мешающие рациональным действиям индивидов. Социологические исследования расширяют возможности теории организации за счет изучения выполнения индивидами своих ролей и процессов их взаимоотношений. Социальная психология позволяет ответить на вопрос о причинах того или иного поведения в групповой деятельности. Антропология рассматривает деятельность и поведение людей в контексте общественной жизнедеятельности, исследуя культуру общества в целом.
Связь теории организации с экономикой обусловлена необходимостью формирования целей функционирования организации, ее стратегии для определения наиболее эффективной структуры. Вообще проблемы экономического стимулирования и оценки эффективности пронизывают все аспекты функционирования организаций.
Что касается менеджмента, связь столь тесна, что некоторые исследователи даже не выделяют теорию организаций в самостоятельную область знаний, определяя ее как часть менеджмента. Критика этой позиции основывается на том, что менеджмент ищет ответ на вопрос «как и зачем влиять на объект управления», а теория организаций – «чем управлять».
Теория организаций отличается от организационного поведения предметом изучения. Если теория организаций проводит исследования на макроуровне, воспринимая организацию как целое, имеющее составные части, то организационное поведение – на микроуровне, концентрируясь на поведении групп и отдельных индивидов, их мотивах и ценностях.
Ключевые элементы теории организации
В рамках теории организации организация рассматривается как социальное образование, для которого характерны сознательная координация и конкретные границы (отделяющие ее от внешней среды), действующее для достижения определенной цели на постоянной основе. Организация состоит из людей и их групп.
Элементы организации могут быть разделены на две категории:
- элементы, которые определяют технико-производственную структуру организации. К ним относятся технологии, орудия производства,
- элементы, которые определяют социально-экономическую структуру организации. К ним относятся отдельные личности, имеющие интересы и предпочтения, а также социальные совокупности и связи между ними, в частности, по вопросам распределения полномочий и ответственности.
Организация представляет собой сложный организм, который не может быть понят на основе одного анализа формальной структуры и выделения ее частей. Поэтому структурный подход дополняется поведенческим, отводящим ключевую роль исследованию человека и системы человеческих отношений. Причиной возникновения организаций представляется физическая и биологическая ограниченность отдельных людей, желание достигать целей, которых можно достичь только коллективными усилиями. Поэтому перед теорией организации стоят следующие вопросы:
- Как возникают и работают организации?
- В чем причина видоизменений организаций?
- Почему люди поступают определенным образом?
Получив ответы на эти вопросы, можно обоснованно подойти к формированию организаций, регулировать ориентированные на достижение поставленных целей процессы. Используя понимание сущности организаций и закономерности их трансформаций, их можно использовать во благо людей.
Задачи теории организаций в менеджменте
Основные задачи теории организаций в менеджменте:
- изучить принципы построения организации как системы, структуру ее элементов и их взаимосвязи,
- изучить сферу организационной деятельности, складывающуюся в производственных системах,
- изучить организационные отношения, являющиеся основой функционирования организации,
- выработать научно обоснованные подходы к формированию функциональных систем управления,
- ознакомиться с формами и характеристиками существующих организационных структур,
- выработать рекомендации по практическому применению закономерностей, законов и принципов деятельности организации,
- изучить теоретические основы и сформировать практические навыки проектирования организационных систем,
- изучить субъекты организационной деятельности, выделить их функции, проявляющиеся на различных уровнях управления,
- изучить организационные структуры,
- изучить современные виды организации хозяйствующих субъектов, форм ассоциации и интеграции производственных систем,
- выделить проблемы реорганизации, трансформации и изменения организаций.
Особое место в теории организаций занимают проблемы доверия людей к организации, принимаемым в ее рамках решениям, проводимым реформам и действиям руководителей.