Под социально-экономическими системами принято рассматривать организацию (от лат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю). Организацию можно назвать предприятием, фирмой, компанией и т. д. Под организацией мы понимаем группу людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любого организации являются:
- люди, входящие в данную организацию;
- задачи, решения которых является приоритетной деятельностью организации;
- управление, необходимое для формирования, мобилизации, способное привести в движение потенциал организации для решения задач и достижения целей.
Внутренняя среда организации
Рассмотрим некоторые элементы внутренней среды организации, каждое из которых подвергается сознательному управлению со стороны управленческого персонала.
Миссия – выражение философии и смысла существования организации. Обычно в миссии декларируется статус предприятия, доминирующие принципы его работы, устремления в будущее. Миссия не должна быть связана с текущим положением дел в организации. Это такая некая глобальная цель. Высшее руководство, формирующее миссию, несет ответственность за ее воплощение перед сотрудниками, и перед всем обществом. Миссия любой компании определяется следующими элементами: историей, существующими предпочтениями владельцев и управляющих, влиянием рыночной среды, ресурсами, определенными деловыми способностями и возможностями.
Цель деятельности компании – это конечное состояние, к которым стремится организация, это отдельные характеристики организации, определяющее направление деятельности компании.
Существует два вида: долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные цели более конкретизированы и детализированы в вопросах достижения, чем долгосрочные. По мере необходимости между этими целями могут ставиться промежуточные, называемые среднесрочными.
Структура организации – это «логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей».
Организационная структура является, так называемой, формой разделения труда по управлению предприятием. Таким образом, каждое подразделение и каждая должность формируются для выполнения определенных функций управления и работ, наделяются правами по распоряжению ресурсами, а также несут ответственность за выполнение своих функций. В рамках организационных структур, как правило, протекает весь процесс управления, и происходит движение потоков информации, где участвуют менеджеры всех уровней.
Внутренняя среда организации включает также такие переменные, как задачи, технологии и люди. Все эти и вышеперечисленные внутренние переменные взаимосвязаны и рассматриваются как социотехнические подсистемы. Как следствие, изменение одной переменной влияет на все другие.
Внешняя среда
Организация как открытая система зависит от внешнего мира. Внешняя среда организации – это поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры, культура, общественная мораль, традиции, экономические и политические факторы, а также международное окружение.
Внешняя среда прямого воздействия включает поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство с его структурами. Внешняя среда косвенного воздействия – это культура, общественная мораль, традиции, экономические и политические факторы и международное окружение.
В условиях неопределенности и нестабильности рыночной экономики в постиндустриальном периоде развития общества успех предприятия зависит от гибкости, умения выживать и приспосабливаться, умении достигать результатов, эффективности и производительности, умения конкурировать и побеждать в конкурентной борьбе. Способность организации выживать в сложных условиях зависит от уровня менеджмента в организации, насколько управленцы могут справляться со сложившимися обстоятельствами и решать задачи.
Жизненный цикл организации
Как и у всех, системы организации также имеют свой жизненный цикл, в котором они рождаются, развиваются, добиваются успехов, слабеют и прекращают свое существование. Умение адаптироваться приводит к процветанию, жесткие, не гибкие структуры неизменно исчезают. Организации под грамотным управлением развиваются быстрее других, и делают свое дело лучше, чем другие. Управляющий должен знать, на какой стадии развития находится организация, и должен уметь оценить, соответствие принятого стиля управления данной стадии развития. Таким образом, жизненный цикл организации представляет собой определенную последовательность состояний организации в определенных временных рамках. Переход от одного состояния к другому является предсказуемым и его можно определить заранее.
Уверенно развиваться организациям помогают обоснованная стратегия и эффективное использование ресурсов, способность безболезненно перестраиваться, когда перестают отвечать избранным целям. Исследования показывают, что организации погибают, когда теряют свою способность выполнять свои задачи.
Процесс управления организацией представляет собой определенную совокупность последовательность действий управленческого персонала, направленных на достижение поставленных целей организации. Таким образом, процесс управления носит циклический, спиралевидный характер, т.е. начинается с установления взаимосвязи «субъект – объект управления» и заканчивается с их исчезновением.
Управленческий процесс можно рассматривать с двух сторон:
- в содержательной анализируется содержание управленческой деятельности и ее последовательность на каждом этапе процесса управления.
- в информационной подвергаются анализу происходящие в системе управления процессы обработки, передачи, а также хранения информации (см. табл.):
Таблица
На основе полученного решения исполнители совершают определенные действия, приводящие к изменению состояния управляемого и управляющего объекта, к обновлению первичной информации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимость управления определяется тем, что именно от него зависит успешность деятельности организации.