Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совершенствование системы мотивации персонала

Сущность системы мотивации персонала

Определение 1

Совершенствование системы мотивации персонала – это процесс повышения эффективности одного из ключевых элементов управления персоналом.

Современный этап социально-экономического развития характеризуется ростом значимости персонала как ключевого фактора конкурентоспособности организации. Результаты функционирования компании определяются конкретными людьми, а именно, их:

  • знаниями,
  • дисциплиной,
  • квалификацией,
  • профессионализмом,
  • компетентностью,
  • мотивацией,
  • способностью решать проблемы,
  • готовностью работать с максимальной отдачей,
  • готовностью преодолевать проблемы и препятствия на пути к цели.

Для руководителя важно не только обеспечить необходимые условия для труда и создать персоналу функциональную загрузку, но и вызвать желание активно и энергично осуществлять именно те действия, которые приблизят организацию к достижению ее целей. Единственным способом заставить человека хорошо сделать что-то является пробуждение у него желания это сделать. Поэтому для эффективного функционирования организации необходимо использовать различные методы управления человеческими ресурсами, в том числе – применять системы мотивации и стимулирования.

Типичные проблемы компаний, уделяющих недостаточное внимание вопросам мотивации персонала:

  • недобросовестное отношение к труду. Какие-то моменты можно проконтролировать, заставить человека переделать некачественно выполненную работу, но в любом случае он будет искать лазейки в системе контроля, непродуктивно тратить время и другие ресурсы. Кроме того, издержки контроля могут быть достаточно высоки,
  • высокая текучесть кадров. Немотивированные сотрудники не получают удовольствие от работы и ее результатов, у них не формируется лояльность к компании, поэтому они достаточно легко принимают решение о переходе к другому работодателю,
  • высокая конфликтность в коллективе. Если у человека возникает ощущение недооцененности его вклада, несправедливости распределения вознаграждения, зависть к коллегам – это неизбежно приводит к конфликтам и ссорам,
  • некачественный труд, большая доля брака,
  • низкий профессионализм работников. Во-первых, высококвалифицированные специалисты будут уходить на более привлекательные рабочие места (в организации, где, по их ощущению, их больше ценят). Во-вторых, оставшиеся сотрудники не будут заинтересованы в самообразовании, повышении квалификации, если не будут понимать, какую отдачу смогут получить от этого,
  • безынициативность сотрудников. Здесь действует простой принцип: зачем что-то делать, если можно этого не делать,
  • напряженный психологический климат в коллективе,
  • сбои производственного процесса (из-за ошибки одного человека предприятие может понести серьезные потери).
«Совершенствование системы мотивации персонала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для того, чтобы избежать указанных (и многих других) проблем, менеджмент организации должен сформировать эффективную систему стимулирования. Основные функции стимулирования:

  • экономическая: повышение эффективности, производительности, работоспособности, что приводит к повышению качества продукции и объема выработки,
  • социальная: удовлетворение различных потребностей работника через обеспечение доступа к социальным и экономическим благам,
  • социально-психологическая: влияние на внутреннее развитие работника, его ориентацию, ценности, мотивацию, потребности,
  • нравственная: стимулы к труду способствуют развитию нравственного микроклимата, активизации позиции сотрудника,
  • воспитательная: формирование морально-нравственных качеств работника.

Принципы совершенствования системы стимулирования персонала

Система стимулирования персонала для обеспечения эффективности должна соответствовать шести основным принципам:

  • доступность. Любой сотрудник организации должен иметь доступ к стимулам, стимулирование должно отвечать требованиям демократичности. Иными словами, если бонусы предусмотрены только для руководителей, это не будет мотивировать рядовых работников, скорее наоборот – вызывать негатив,
  • ощутимость. Порог действенности стимулов отличается в разных организациях и коллективах. В любом случае, вознаграждение должно быть желаемым, а штраф – оказывать реально неблагоприятное воздействие. Так, слишком маленькое вознаграждение или незначительный штраф никак не изменят поведение человека, ему проще сохранить поведение неизменным,
  • минимизация разрыва между результатами труда и его оплатой. Чем прозрачнее связь между результатом и вознаграждением, чем меньше временной интервал между ними, тем сильнее будет мотивация. Если человек получит награду через год после совершения действия, в его сознании не сформируется мощная связь между этими событиями,
  • постепенность. Стимулы (в особенности материальные) должны быть обоснованными. Если человек получит завышенное вознаграждение (например, большую премию за весьма скромное достижение), в следующий раз он будет ждать еще большей награды, а получив такую же – испытает разочарование, а не удовлетворение,
  • сочетание материальных и нематериальных стимулов. Хотя материальная мотивация достаточно эффективна, обойтись ей одной вряд ли удастся (особенно для высокооплачиваемых категорий работников). В соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, человеку – после удовлетворения базовых потребностей, покрываемых материальными наградами – начинает хотеться морально-духовных ценностей,
  • сочетание позитивных и негативных стимулов. На бытовом уровне это называется методом «кнута и пряника». Негативными стимулами являются штрафы, страх потери работы и т.д., а позитивными – премии, призы, похвалы. Соотношение между этими видами стимулов определяется традициями, отношениями в коллективе, взглядами и стилем руководства. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности человека – все по-разному реагируют как на критику, так и на похвалу.
Дата написания статьи: 27.01.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot