Российская премия качества - это награда, которая вручается организациям Правительством Российской Федерации за достижение высоких результатов в сфере качества готовой продукции и внедрения методов менеджмента качества.
Общие сведения о Российской премии качества
12 апреля 1996 года Правительство Российской Федерации своим постановлением № 423 утвердило премию в области качества. Это было сделано для того, чтобы повысить конкурентоспособность экономики, в том числе, за счет повышения производительности труда.
Российская премия качества вручается организациям каждый год. Ее присуждение происходит в форме конкурса. Дипломантом или лауреатом премии можно стать за достижение значительных результатов в следующих областях:
- область качества продукции и услуг;
- область обеспечения безопасности продукции и услуг;
- область внедрения высокоэффективных методов менеджмента качества.
Те организации, которые получают премию Правительства РФ в области качества впоследствии рассматриваются в качестве лидеров внедрения лучших практик управления бизнес-процессами. Следовательно, данная премия является эффективным инструментом государственного стимулирования организаций к повышению качества производимой продукции и оказываемых услуг. Итоговым результатом этого должно стать повышение качества жизни россиян.
Значение Российской премии качества
Российская премия качества является главной наградой для тех компаний, которые стремятся к совершенствованию в области управления качеством продукции (услуг). Организации, которые принимают участие в данном конкурсе, оцениваются по 1000-балльной системе по ряду критериев (лидерство, персонал, результаты для персонала, политика и стратегия, партнерство и ресурсы, процессы, продукция и услуги, результаты для общества, результаты для потребителей, ключевые результаты) на основе представленных ими отчетов и оценки их деятельности в области качества на местах.
Участие в конкурсе Российской премии качества для организаций является бесплатным. Благодаря участию в этом конкурсе компании, независимо от итогового результата, осваивают методики комплексной самооценки, которые позволят им улучшить систему качества в долгосрочной перспективе.
Со стороны потребителей увеличивается доверие к организациям - участникам премии. Это связано с тем, что они всесторонне и объективно оцениваются независимыми экспертами. Кроме того, организации получают признание со стороны государства, бизнес-сообщества и партнеров.
Участники российской премии качества определяют возможности для улучшения своей деятельности. Впоследствии повышается эффективность и конкурентоспособность на российском и международном рынках.
Российская премия качества позволяет ее лауреатам достичь следующих положительных результатов:
- обретение имиджа лидера рынка;
- получение репутации надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- привлечение новых партнеров и заказчиков;
- сохранение и увеличение существующей доли рынка;
- увеличение прибыли и, соответственно, открытие новых деловых возможностей.
Организации, которые стали лауреатами Российской премии качества, получают право на использование эмблемы премии в своих рекламных материалах, что безусловно положительно сказывается на уровне их конкурентоспособности.
Порядок присуждения Российской премии качества
Присуждение Российской премии качества организуется в результате работ, которые выполняются секретариатом Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. Функции данного органа переданы автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (Роскачество), которая действует согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).
Роскачество осуществляет круглогодичный прием заявок от организаций на участие в конкурсе. Положение о Российской премии качества было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 года № 206. Подготовка и проведение конкурса, включая изготовление дипломов и призов, проведение церемонии награждения, финансируются за счет тсредств, федерального бюджета, которые выделены Росстандарту.
Российская премия качества гармонизирована с моделью совершенства EFQM, которая лежит в основе Европейской премии по качеству. Однако Правительство РФ увязало состав основных критериев и оценочных показателей, а также их формулировки с отечественным опытом работ по обеспечению качества.
Модель Российской премии качества предполагает проведение оценки организации в баллах по двум группам универсальных критериев, которые используются в отношении организаций разной величины и видов производств. Первая группа критериев направлена на оценку возможностей организации (на это выделено 550 баллов), а вторая группа - на оценку результатов (450 баллов).
Организации-конкурсанты разделяются на три категории в зависимости от численности работающих. Первая группа включает организации с числом сотрудников не более 250 человек, вторая группа - с числом работников от 250 до 1000 человек, а третья группа представлена организациями с численностью работающих свыше 1000 человек.
Таким образом, в Российской Федерации усилиями Правительства ежегодно присуждается национальная премия в области качества. Она используется государством в качестве инструмента, который способствует повышению качества изготавливаемой продукции и оказываемых услуг, содействует внедрению передовых методов и принципов менеджмента качества, обобщению и распространению лучшего опыта в области качества.