Необходимость оценки рисков поставщиков
Любой бизнес вне зависимости от отраслевой принадлежности и специфики деятельности предполагает взаимодействие с другими участниками бизнес-сообщества, с внешней средой. Особую сферу представляет взаимодействие компании с поставщиками сырья и материалов. Так как бизнес-процессы компании взаимосвязаны с бизнес-процессами поставщиков, уязвимость компании в критических условиях зависит от степени устойчивости поставщиков.
Взаимодействие с поставщиками сырья и материалов должно быть максимально прозрачным – это обеспечит эффективность деятельности бизнеса в условиях отклонений, нестандартных ситуаций. Компания должна быть уверена в том, что ее поставщики выполнят свои обязательства даже при изменении условий ведения деятельности. Компании следует уделять особое внимание условиям договоренностей с поставщиками, чтобы сформировать правильные ожидания относительно их деятельности. Это даст ей возможность осуществлять управление рисками в соответствующей сфере деятельности и адекватно прогнозировать отклонения.
Важность оценки рисков поставщиков объясняется взаимозависимостью участников бизнес-сообщества и комплексностью оценки рисков.
Определение ландшафта рисков
Первым шагом в процессе оценки рисков поставщиков для компании является определение ландшафта рисков. Определение ландшафта рисков означает проведение анализа и оценки влияния различных событий, которые потенциально связаны с деятельностью поставщиков, на деятельность компании. При этом следует принимать во внимание как события и явления, которые могут возникнуть в рамках деятельности поставщика, так и действия самой компании, и явления внешней среды. Явления внешней среды могут оказывать различное влияние и на деятельность компании, и на деятельность ее поставщиков.
Определение ландшафта рисков поставщиков представляет собой достаточно трудную задачу, так как предполагает учет большого количества разнообразных факторов, оказывающих разнонаправленное и сложное влияние на бизнес-среду. На рисунке ниже перечислены общие виды рисков, связанных с поставщиком.
Классификация поставщиков
В процессе оценки рисков поставщика компании следует учитывать его значимость для обеспечения непрерывности ее деятельности. Это означает, что поставщики в процессе оценки рисков различаются в первую очередь по степени важности для деятельности организации. Такие различия позволяют компании сократить усилия на оценку рисков, уделяя наибольшее внимание ключевым поставщикам.
В процесс оценки рисков включается, таким образом, определение приоритетности восстановления (продолжения) взаимодействия в условиях возникновения кризисной ситуации. Учет значимости поставщика при оценке рисков позволяет наилучшим образом учесть все возможные кризисные моменты, оказывающие действительное влияние на организацию, и подготовиться к их возникновению.
Определение уровня риска и программы действий
Оценка рисков поставщика является сложным и многогранным процессом, осуществление которого не всегда возможно с использование стандартизированных методов. Каждая компания самостоятельно решает, какие инструменты оценки риска целесообразно использовать в каждом конкретном случае, взвешивая соотношение выгод и затрат на их применение.
Любой организации в процессе оценки риска необходимо выявить как общие, так и частные факторы риска поставщиков, оказывающие влияние на ее деятельность. В соответствии с перечнем этих факторов и с учетом значимости поставщика компания проводит первоначальную оценку степени риска на основе ответов поставщика на поставленные вопросы.
После получения ответов поставщика на интересующие компанию вопросы необходимо убедиться в независимости и целостности проведенного опроса, а также непричастности участвующих в нем сотрудников к возможной фальсификации результатов. Компании следует проверить полученные от поставщика ответы каким-либо практическим способом, чтобы убедиться в достоверности информации.
После определения степени риска поставщика с учетом всех значимых факторов и особенностей взаимодействия компании следует определиться, устраивает ли ее полученная информация, а также разработать стратегию дальнейшего взаимодействия, учитывая известные риски.