Характеристики малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес играют очень важную роль в развитии отдельных регионов. Благополучие регионов определяет общее развитие всего государства в целом. Малый и средний бизнес влияют на внедрение большого количества инноваций, ряд новаторских предложений уже дал первые результаты, что способствует выводу экономики страны на качественно и количественно новый уровень.
Развитие малого и среднего бизнеса исследователи считают характерным для переходной экономики, которая страдает от действия нескольких факторов. Например, хозяйственный гигантизм и слабость горизонтальных производственных связей приводят к тому, что предприятия утрачивают свою способность к развитию и конкуренции. Отсюда и отсутствие удовлетворенности у большинства населения. Люди не могут использовать те блага, товары и услуги, которые им предлагают крупные корпорации, поскольку их не устраивает стоимость и отсутствие локальной направленности. Но малый и средний бизнес очень даже ориентированы на эти категории населения, да и услуги считаются доступными и не менее качественными.
Основные особенности малого и среднего бизнеса заключаются в активном использовании им нематериальных активов, к которым относятся знания, информация, инновации.
Основные особенности малого и среднего бизнеса выглядят следующим образом:
- Высокий уровень чувствительности к любым подвижкам и изменениям, происходящим в окружающей внешней среде: небольшие и локальные предприятия наиболее чутко реагируют на смену хозяйственной конъюнктуры, на падение и повышение спроса. Они намного оперативнее откликаются на эти трансформации и удовлетворяют потребности потока населения, которые только возникли;
- Большая гибкость в рыночных условиях: создание глубокой специализации и кооперации, при этом быстрое реагирование на запросы потребителей и осуществление изменений. Этот второй фактор определяет быстрое реагирование на запросы потребителей в современных условиях. Запросы могут меняться регулярно, практически ежедневно, и крупным корпорациям требуется немало времени для того, чтобы в какой-то степени поменять свою деятельность, переквалифицировать ее. А у предприятий-представителей малого и среднего бизнеса эта гибкость гораздо более выраженная, поэтому стоит обязательно обращать на данный аспект особое внимание. Это – отличительная и положительная характеристика этих предприятий;
- Повышенная восприимчивость к любым нововведениям и инновациям. Более половины от числа всех инноваций начинает применяться именно в сфере малого и среднего бизнеса, и уже затем опыт перенимается крупными корпорациями;
- Сочетание высоких рисков с потенциально высокими доходами. Необходимо регулярно контролировать и отслеживать любые изменения, происходящие во внешней среде. Если не контролировать ее, то можно попросту потерять нишу и, соответственно, утратить ключевые источники дохода, что очень опасно для малых предприятий и для начинающего бизнеса;
- Работа в условиях высокой конкуренции предпринимательской активности.
На первой стадии создания необходимо брать в расчет высокую степень неопределенности внутренней и внешней среды. Это ведет к тому, что акцент изменяется в сторону управления. Это непосредственно управление самими сотрудниками, управление и контроль ресурсов предприятия, анализ процесса выбора миссии и идеи, основной сферы, где компания хотела бы занять свое место и заниматься производством товаров и услуг. Определяются направления деятельности и ее ключевые стратегии, формируется стратегический план и выстраивается структура предприятия. Специально подготовленные сотрудники и эксперты берут на себя ответственность за то, чтобы реализовывать ключевые смыслы и идеи. Без этого компания попросту не может существовать. Поэтому управлению уделяют очень важное место в функционировании компании.
Методы управления предприятиями малого и среднего бизнеса
В статье уже перечислены характеристики управления на этапе зарождения и формирования компании. Но предприятие проходит несколько очень важных и сложных этапов и стадий, где управленческие практики и методы могут значительно трансформирования, адаптируясь под подвижную внешнюю среду. На стадии роста для управления малым и средним бизнесом важным является управление маркетинговой и инновационной деятельностью, корректировка функциональных стратегий, так как ранее было отмечено, что предприятия малого и среднего бизнеса работают в условиях высокой конкуренции и предпринимательской активности.
Переходя на новый этап – этап зрелости, - компания уже способна к изменениям. Она достаточно эффективно и гибко реагирует на динамику как внешних, так и внутренних изменений. Долгие годы компании могут очень успешно работать и оставаться конкурентоспособными, не боясь падения рентабельности и спроса со стороны потребителя. Однако, в силу своей высокой чувствительности к любым колебаниям рынка и ограниченности ресурсов, малый и средний бизнес должен искать новые методы, технологии для отражения атак со стороны внешней среды - конкурентов, поставщиков, меняющегося законодательства и проч. Поэтому управление малым и средним бизнесом на стадии зрелости должно быть ориентировано не только на сохранение существующего уровня, но и на его повышение за счет революционного - инновационного развития. Важное значение на данной стадии играет инвестиционная стратегия, а также стратегия международной деятельности. Инвестиции позволяют компании расширяться, приобретать новые технологии, обучать сотрудников новым видам деятельности. Это очень важно, поскольку какой бы ни была компания стабильной и активно развивающейся, настоящее развитие невозможно без финансовых вложений.